Оперы бельканто характеризуются
а) структурой. Они разделены на номера, каждый из которых имеет четко выраженную форму.
Структура арии: tempo d'attacco-cantabile-tempo di mezzo-cabaletta. Этим милым терминам меня любезно где-то научил Роман, ах! хотелось бы мне знать больше таких терминов.
Примеры: Cessa di piu resistere - E tu, o infelice vittima - Cari amici! - Ah il piu lieto, il piu felice
Si, ritrovarla io giuro - Pegno adorato e caro - Non voleremo - Dolce speranza, freddo timore
Бедный конь в поле пал - Ах, беда, беда сиротинушке мне - Вот услышали, просыпаются - Зажигайте огни, вы седлайте коней
Для структуры дуэта я таких терминов не знаю, а потому попробую описать свои собственные наблюдения:
1) Сперва идет то, что в некоторых либретто называется scena - обмен репликами
2) Первый поет восемь-двенадцать строф энергично, в хорошем темпе, тем же количеством строф ему отвечает второй. Обмен репликами.
3) Первый начинает петь адажио, потом к нему присоединяется второй и они поют вместе.
4) Потом идиллическое настроение адажио нарушается опять энергичными репликами и - ум-ца-ца-ца! - пошла кабалетта. Кабалетту поют или поочередно, или сразу вместе.
Примеры: Mi chiami, o Norma! - Deh, con te, con te li prendi - Mira, o Norma - Si, fino all'ore
Apressati, Lucia - Il pallor funesto,orrendo - Soffriva nel pianto - Se tradirmi tu potrai
В таком же состоянии мои бедные знания о финальных ансамблях:
1) Происходит какое-то из ряда вон выходящее событие: или врывается Эдгардо, или появляется королева Мария, или Набукко
2) Все поют длинный секстет, септет и др., в котором оценивают ситуацию и рассказывают о нахлынувших на них чувствах
3) Происходит дальнейшее развитие событий и развязка: Эдгардо кидает в лицо Лючии перстень, королева Мария проклинает английскую землю, Фенена освобождается посредством Измаила
4) Все поют громко и энергично.
Примеры (конечно, пункт первый не привожу):
Chi mi frena in tal momento - T'allontana, o sciagurato! - Esci, fuggi il furor che ne accende
Tremlin, gl'insani del mio furore - O vinti, il capo a terra - Mio furore non piu costretto
А, наверное, существует структура трио? Структура хоров? Структура просто сцен, характерная для опер этого стиля?
б) мелодией. Явно белькантовая мелодия отличается от мелодии веристов и позднего Верди. Вот тут моих музыкальношкольных знаний решительно не хватает. В чем тут дело?
в) философской системой и системой образов. Здесь я тоже не буду пока что распространяться. Вот, например, герои опер бельканто религиозны в рамках своего времени и романтической традиции, но они чаще всего обращаются не к Богу, а к праведным небесам - giusti ciel. Говорит ли о чем-то такая дисперсонификация Бога, может быть, в этом есть что-нибудь от пантеизма?
________________________________________________________________
Я прекрасно понимаю, что мои вопросы умеет решать музыковедческая литература. Проблема в том, что мне негде её найти! Поправьте меня Может, я где-то что-то напрасно обобщил, а где-то наоборот чего-то не уловил. Что можно все-таки почитать по этой теме?
Сообщение отредактировал Птиц25: 10 октября 2010 - 18:48