Перейти к содержимому


Фотография

И всё же, что такое бельканто?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 69

#1 Птиц25

Птиц25

    участник

  • Ветераны
  • PipPipPip
  • 1 403 сообщений

Отправлено 10 октября 2010 - 18:43

Глупая маленькая птичка со своими поистине адекватными ей мозгами имеет субъективное ощущение стиля бельканто. Более того, она знает, что этим словом принято называть оперы Беллини, Доницетти и Россини, а также Меркаданте, Пачини и других авторов, творивших в 10х-40х годах XIX века. Но больше этого в Интернете найти она не умеет... если только общие слова про фиоритуры и колоратуры (чем они отличаются друг от друга, кстати?), пассажи и украшения, ну и т.д. Тем не менее, она попробует ословесить свое ощущение.
Оперы бельканто характеризуются
а) структурой. Они разделены на номера, каждый из которых имеет четко выраженную форму.
Структура арии: tempo d'attacco-cantabile-tempo di mezzo-cabaletta. Этим милым терминам меня любезно где-то научил Роман, ах! хотелось бы мне знать больше таких терминов.
Примеры: Cessa di piu resistere - E tu, o infelice vittima - Cari amici! - Ah il piu lieto, il piu felice
Si, ritrovarla io giuro - Pegno adorato e caro - Non voleremo - Dolce speranza, freddo timore
Бедный конь в поле пал - Ах, беда, беда сиротинушке мне - Вот услышали, просыпаются - Зажигайте огни, вы седлайте коней
Для структуры дуэта я таких терминов не знаю, а потому попробую описать свои собственные наблюдения:
1) Сперва идет то, что в некоторых либретто называется scena - обмен репликами
2) Первый поет восемь-двенадцать строф энергично, в хорошем темпе, тем же количеством строф ему отвечает второй. Обмен репликами.
3) Первый начинает петь адажио, потом к нему присоединяется второй и они поют вместе.
4) Потом идиллическое настроение адажио нарушается опять энергичными репликами и - ум-ца-ца-ца! - пошла кабалетта. Кабалетту поют или поочередно, или сразу вместе.
Примеры: Mi chiami, o Norma! - Deh, con te, con te li prendi - Mira, o Norma - Si, fino all'ore

Apressati, Lucia - Il pallor funesto,orrendo - Soffriva nel pianto - Se tradirmi tu potrai
В таком же состоянии мои бедные знания о финальных ансамблях:
1) Происходит какое-то из ряда вон выходящее событие: или врывается Эдгардо, или появляется королева Мария, или Набукко
2) Все поют длинный секстет, септет и др., в котором оценивают ситуацию и рассказывают о нахлынувших на них чувствах
3) Происходит дальнейшее развитие событий и развязка: Эдгардо кидает в лицо Лючии перстень, королева Мария проклинает английскую землю, Фенена освобождается посредством Измаила:)
4) Все поют громко и энергично.
Примеры (конечно, пункт первый не привожу):
Chi mi frena in tal momento - T'allontana, o sciagurato! - Esci, fuggi il furor che ne accende
Tremlin, gl'insani del mio furore - O vinti, il capo a terra - Mio furore non piu costretto
А, наверное, существует структура трио? Структура хоров? Структура просто сцен, характерная для опер этого стиля?
б) мелодией. Явно белькантовая мелодия отличается от мелодии веристов и позднего Верди. Вот тут моих музыкальношкольных знаний решительно не хватает. В чем тут дело?
в) философской системой и системой образов. Здесь я тоже не буду пока что распространяться. Вот, например, герои опер бельканто религиозны в рамках своего времени и романтической традиции, но они чаще всего обращаются не к Богу, а к праведным небесам - giusti ciel. Говорит ли о чем-то такая дисперсонификация Бога, может быть, в этом есть что-нибудь от пантеизма?
________________________________________________________________
Я прекрасно понимаю, что мои вопросы умеет решать музыковедческая литература. Проблема в том, что мне негде её найти! Поправьте меня:) Может, я где-то что-то напрасно обобщил, а где-то наоборот чего-то не уловил. Что можно все-таки почитать по этой теме?

Сообщение отредактировал Птиц25: 10 октября 2010 - 18:48

Мать-земля ржаным колосьям
Буйный рост и цвет даёт!
Так отдаст родному войску
Мощь свою народ!!!
___________________
Не розан в саду, в огороде -
Цветет Антонида в народе!

#2 provansal

provansal

    брр!

  • Заслуженные ветераны
  • PipPipPipPip
  • 3 062 сообщений
  • Пол:---
  • Интересы:Помилуйте, откуда?...

Отправлено 10 октября 2010 - 19:03

Ой, бедный Птичк! :im35: Как его наши теоретики... :cray:

Вот пусть лучше сначала вокалисты бы, да с примерами, да со сравнениями хоть с туба..., а потом уже все эти структуры :012:
:im10: :im34:
"...история вокала берет начало от победного вопля пещерного человека, задушившего голыми руками пещерного медведя. Лучше этого никогда и никто не пел." (Гайдамак 30 октября 2007)

#3 Птиц25

Птиц25

    участник

  • Ветераны
  • PipPipPip
  • 1 403 сообщений

Отправлено 10 октября 2010 - 19:07

Ой, бедный Птичк! :im35: Как его наши теоретики... :cray:

Вот пусть лучше сначала вокалисты бы, да с примерами, да со сравнениями хоть с туба..., а потом уже все эти структуры :012:
:im10: :im34:

ну, это самое... :air_kiss: на такой пост меня как раз и сподвигла Мария Стюарда с Мариэллой, Анной и Катериной:)
Мать-земля ржаным колосьям
Буйный рост и цвет даёт!
Так отдаст родному войску
Мощь свою народ!!!
___________________
Не розан в саду, в огороде -
Цветет Антонида в народе!

#4 provansal

provansal

    брр!

  • Заслуженные ветераны
  • PipPipPipPip
  • 3 062 сообщений
  • Пол:---
  • Интересы:Помилуйте, откуда?...

Отправлено 10 октября 2010 - 19:13

Пу-уух!!!, Где этот великий гуманист и сеятель разумного? :skalka:
Как гарансу (ой, не к ночи бидь помянут :w00t11: ) отвечать, так тут он, а когда действительно надо - гуляет где-то :pooh_go:
"...история вокала берет начало от победного вопля пещерного человека, задушившего голыми руками пещерного медведя. Лучше этого никогда и никто не пел." (Гайдамак 30 октября 2007)

#5 Огненный ангел

Огненный ангел

    Крокодил-деревяшка

  • Главные администраторы
  • PipPipPipPip
  • 15 273 сообщений

Отправлено 10 октября 2010 - 19:53

Затевается интересная дискуссия, а я, как назло, в ней участвовать не смогу - времени на следующей неделе не будет вовсе. Придётся Роме отдуваться одному.
"Voar não é prova bastante de angelidade"

José Saramago, "Memorial do Convento"
__________________________________________________________

老板
火天使

#6 provansal

provansal

    брр!

  • Заслуженные ветераны
  • PipPipPipPip
  • 3 062 сообщений
  • Пол:---
  • Интересы:Помилуйте, откуда?...

Отправлено 10 октября 2010 - 20:39

Вот, Ангелуша, и обьяснил бы человеку откуда ноги растут, как и почему оно, сие belcanto, вообще появилось. И что оно вообще такое (вне оперы сначала). А потом уже эти изыски теоретические и "бедный конь". :crazy:
А то запудрили человеку мозги по самое немогу. :sorry:
Ведь падет бедный Птиц в этом лесу. :w00t11:
"...история вокала берет начало от победного вопля пещерного человека, задушившего голыми руками пещерного медведя. Лучше этого никогда и никто не пел." (Гайдамак 30 октября 2007)

#7 Роман

Роман

    буквоед

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 41 518 сообщений
  • Город:Город
  • Интересы:Бельканто и буквоедство

Отправлено 10 октября 2010 - 23:38

Уфф, вернулся Рома с концерта, а теперь еще и тут отдуваться за всех! :spiteful:

Оперы бельканто характеризуются
а) структурой. Они разделены на номера, каждый из которых имеет четко выраженную форму.
Структура арии: tempo d'attacco-cantabile-tempo di mezzo-cabaletta. Этим милым терминам меня любезно где-то научил Роман, ах! хотелось бы мне знать больше таких терминов.
Примеры: Cessa di piu resistere - E tu, o infelice vittima - Cari amici! - Ah il piu lieto, il piu felice
Si, ritrovarla io giuro - Pegno adorato e caro - Non voleremo - Dolce speranza, freddo timore
Бедный конь в поле пал - Ах, беда, беда сиротинушке мне - Вот услышали, просыпаются - Зажигайте огни, вы седлайте коней

Совершенно верно!

Для структуры дуэта я таких терминов не знаю, а потому попробую описать свои собственные наблюдения:

Названия ровно те же самые, что и для арии.

1) Сперва идет то, что в некоторых либретто называется scena - обмен репликами

Есть такое, но и в арии тоже. Это речитатив, обычно собственно в структуру номера он не входит.

2) Первый поет восемь-двенадцать строф энергично, в хорошем темпе, тем же количеством строф ему отвечает второй. Обмен репликами.

Tempo d'attacco

3) Первый начинает петь адажио, потом к нему присоединяется второй и они поют вместе.

Адажио и есть, оно же кантабиле.
La cabaletta mia
Due volte canterò.

Antonio Ghislanzoni


#8 Роман

Роман

    буквоед

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 41 518 сообщений
  • Город:Город
  • Интересы:Бельканто и буквоедство

Отправлено 10 октября 2010 - 23:39

Продолжение (не дают отправить все сразу из-за большого количества цитат):

4) Потом идиллическое настроение адажио нарушается опять энергичными репликами и - ум-ца-ца-ца! - пошла кабалетта. Кабалетту поют или поочередно, или сразу вместе.

Tempo di mezzo и кабалетта соответственно...

В таком же состоянии мои бедные знания о финальных ансамблях:
1) Происходит какое-то из ряда вон выходящее событие: или врывается Эдгардо, или появляется королева Мария, или Набукко
2) Все поют длинный секстет, септет и др., в котором оценивают ситуацию и рассказывают о нахлынувших на них чувствах
3) Происходит дальнейшее развитие событий и развязка: Эдгардо кидает в лицо Лючии перстень, королева Мария проклинает английскую землю, Фенена освобождается посредством Измаила:)
4) Все поют громко и энергично.
Примеры (конечно, пункт первый не привожу):
Chi mi frena in tal momento - T'allontana, o sciagurato! - Esci, fuggi il furor che ne accende
Tremlin, gl'insani del mio furore - O vinti, il capo a terra - Mio furore non piu costretto

В общем все верно, но вообще структура финального ансамбля, а также интродукции, отличается несколько большей свободой, там бывает больше одного кончертато, например (особенно у Россини).

А, наверное, существует структура трио?

Здесь существенных отличий от других ансамблей я не замечал...

Структура хоров? Структура просто сцен, характерная для опер этого стиля?

Хоры - вряд ли, там обычно одна-две части, причем две (медленная и быстрая) реже, пожалуй. А "просто сцены" - это, надо полагать, речитативы? Тогда какая уж там структура -это чисто вспомогательный элемент, чтобы как-то продвинуть действие и дать формальный повод для следующего номера. :crazy:

б) мелодией. Явно белькантовая мелодия отличается от мелодии веристов и позднего Верди. Вот тут моих музыкальношкольных знаний решительно не хватает. В чем тут дело?

Боюсь, здесь научно сформулировать ответ сможет разве что Ангел...

в) философской системой и системой образов. Здесь я тоже не буду пока что распространяться. Вот, например, герои опер бельканто религиозны в рамках своего времени и романтической традиции, но они чаще всего обращаются не к Богу, а к праведным небесам - giusti ciel. Говорит ли о чем-то такая дисперсонификация Бога, может быть, в этом есть что-нибудь от пантеизма?

Мне кажется - все проще, это скорее связано с цензурой, когда-то строго следившей за соблюдением третьей заповеди... В барочных операх вообще все герои призывают языческих богов, даже если речь идет о вполне христианском средневековье.
Впрочем, именно в белькантовых операх, в отличие от барочных, таких явных строгостей нет, герои обращаются к Богу достаточно часто, а в уже упоминавшейся "Лючии" Раймондо прямо цитирует Евангелие (Мф. 26, 52)...
La cabaletta mia
Due volte canterò.

Antonio Ghislanzoni


#9 Птиц25

Птиц25

    участник

  • Ветераны
  • PipPipPip
  • 1 403 сообщений

Отправлено 11 октября 2010 - 04:30

В общем все верно, но вообще структура финального ансамбля, а также интродукции, отличается несколько большей свободой, там бывает больше одного кончертато, например (особенно у Россини).

Слова кончертато я ещё не встречал. Колитесь, вас ист дас?^^ И потом, примеры, где кончертат больше одного?
Мать-земля ржаным колосьям
Буйный рост и цвет даёт!
Так отдаст родному войску
Мощь свою народ!!!
___________________
Не розан в саду, в огороде -
Цветет Антонида в народе!

#10 Медора

Медора

    Любительница раритетов

  • Ветераны
  • PipPipPipPip
  • 3 072 сообщений
  • Пол:Женский

Отправлено 11 октября 2010 - 08:38

Птичка, Роман - браво!!! :clapping: :clapping: :clapping:
Мне теперь изучать, изучать и ещё раз изучать.
Три простых правила: Если тебя не любят – не выпрашивай любовь; Если тебе не верят – не оправдывайся; Если тебя не ценят – не доказывай.

#11 andy

andy

    Заслуженный ветеран

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 12 786 сообщений

Отправлено 11 октября 2010 - 09:28

В общем все верно, но вообще структура финального ансамбля, а также интродукции, отличается несколько большей свободой, там бывает больше одного кончертато, например (особенно у Россини).

Слова кончертато я ещё не встречал. Колитесь, вас ист дас?^^ И потом, примеры, где кончертат больше одного?

кончертато является например большой финал перед сцену в башни в "Лючия"

#12 Arashi

Arashi

    любитель кактусов

  • Заслуженные ветераны
  • PipPipPipPip
  • 4 971 сообщений

Отправлено 11 октября 2010 - 10:22

В общем все верно, но вообще структура финального ансамбля, а также интродукции, отличается несколько большей свободой, там бывает больше одного кончертато, например (особенно у Россини).

Слова кончертато я ещё не встречал. Колитесь, вас ист дас?^^ И потом, примеры, где кончертат больше одного?

Возиожно, я ошибаюсь, но в "Путешествии в Реймс" этих кончертат явно больше одного, включая уникальный кончертато на 14 голосов.
Член общества тоскоманьяков
(тайный культ с оргиями и жертвоприношениями)

#13 Роман

Роман

    буквоед

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 41 518 сообщений
  • Город:Город
  • Интересы:Бельканто и буквоедство

Отправлено 11 октября 2010 - 11:57

В общем все верно, но вообще структура финального ансамбля, а также интродукции, отличается несколько большей свободой, там бывает больше одного кончертато, например (особенно у Россини).

Слова кончертато я ещё не встречал. Колитесь, вас ист дас?^^ И потом, примеры, где кончертат больше одного?

кончертато является например большой финал перед сцену в башни в "Лючия"


Энди, не сбивайте с толку птицу - кончертато там не весь большой финал, а исключительно Chi mi frena in tal momento.
Кончертато - это ансамблевый аналог адажио/кантабиле в ариях и дуэтах.
Где больше одного.
Отелло: Ti parli d'amore (терцет) плюс Incerta l'anima (тутти и хор).
Магомет: Giusto Ciel, che strazio и questo! плюс Ritrovo l'amante Nel crudo nemico.
La cabaletta mia
Due volte canterò.

Antonio Ghislanzoni


#14 Роман

Роман

    буквоед

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 41 518 сообщений
  • Город:Город
  • Интересы:Бельканто и буквоедство

Отправлено 11 октября 2010 - 11:59

В общем все верно, но вообще структура финального ансамбля, а также интродукции, отличается несколько большей свободой, там бывает больше одного кончертато, например (особенно у Россини).

Слова кончертато я ещё не встречал. Колитесь, вас ист дас?^^ И потом, примеры, где кончертат больше одного?

Возиожно, я ошибаюсь, но в "Путешествии в Реймс" этих кончертат явно больше одного, включая уникальный кончертато на 14 голосов.

Речь не о том, где их больше во всей опере (тогда уж Ченерентола, пожалуй, вне конкуренции), а о том, где их больше одного в пределах одного номера. Реймс в данном случае не годится, хотя в нем и есть шедевральное кончертато (секстет) Non pavento alcun periglio.
La cabaletta mia
Due volte canterò.

Antonio Ghislanzoni


#15 Sydney

Sydney

    Ветеран

  • Аксакал
  • PipPipPip
  • 1 557 сообщений

Отправлено 11 октября 2010 - 13:54

Интересно как... Но я в той же ситуации, что и Ангел :angel: . Нету времени. А то бы взял "Дома Себастьяна" и каааак разобрал бы его по кончертатам косточкам... :skripka2: Занятие из серии "давайте отрежем эту голову и посмотрим, что получится" :butcher:
Искусство в любой его форме несет некий смысл, который хотел сказать автор. (с) Sarastro, 11.07.10

#16 Человек из Кемерова

Человек из Кемерова

    участник

  • Участники
  • PipPip
  • 775 сообщений
  • Пол:---
  • Город:г.Кемерово

Отправлено 11 октября 2010 - 14:07

Какие молодцы!!!! Птицу спасибо за очень подробные вопросы, а Роме за такие лаконичные и понятные ответы!!!!  :clapping:
Хотя может когда начну их применять в жизни, все перепутается опять в голове.  :ph34r: но когда-нибудь все разложится по-полочкам. И уж, по-крайней мере, я начну, хотя бы частично, понимать тарабарский  тот язык, на котором частенько разговаривают люди на этом форуме  :w00t11:


Птиц!!! Больше вопросов хороших и разных!!! 
Я пережил много страшных вещей в своей жизни, некоторые из них произошли на самом деле

 


#17 Роман

Роман

    буквоед

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 41 518 сообщений
  • Город:Город
  • Интересы:Бельканто и буквоедство

Отправлено 11 октября 2010 - 14:31

Интересно как... Но я в той же ситуации, что и Ангел :angel: . Нету времени. А то бы взял "Дома Себастьяна" и каааак разобрал бы его по кончертатам косточкам... :skripka2: Занятие из серии "давайте отрежем эту голову и посмотрим, что получится" :butcher:

"Дом Себастьян" - не самый подходящий образец, поскольку это все же гранд-опера со своими канонами, хранцузскими.

По поводу "расширенных" номеров - вспомнил пример, который должен быть очень хорошо понятен Птицу: интродукция к Элизиру, которая внутри одного номера содержит вступительный хор, три (!!!) каватины главных героев и общую стретту.
La cabaletta mia
Due volte canterò.

Antonio Ghislanzoni


#18 Sydney

Sydney

    Ветеран

  • Аксакал
  • PipPipPip
  • 1 557 сообщений

Отправлено 11 октября 2010 - 19:27

Интересно как... Но я в той же ситуации, что и Ангел :angel: . Нету времени. А то бы взял "Дома Себастьяна" и каааак разобрал бы его по кончертатам косточкам... :skripka2: Занятие из серии "давайте отрежем эту голову и посмотрим, что получится" :butcher:

"Дом Себастьян" - не самый подходящий образец, поскольку это все же гранд-опера со своими канонами, хранцузскими.

Ловлю на слове. Т.е. "Дом Себастьян" - не бельканто? Гранд-опера и бельканто - это разные вещи? Не пересекающиеся?
Искусство в любой его форме несет некий смысл, который хотел сказать автор. (с) Sarastro, 11.07.10

#19 Роман

Роман

    буквоед

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 41 518 сообщений
  • Город:Город
  • Интересы:Бельканто и буквоедство

Отправлено 11 октября 2010 - 19:37

Интересно как... Но я в той же ситуации, что и Ангел :angel: . Нету времени. А то бы взял "Дома Себастьяна" и каааак разобрал бы его по кончертатам косточкам... :skripka2: Занятие из серии "давайте отрежем эту голову и посмотрим, что получится" :butcher:

"Дом Себастьян" - не самый подходящий образец, поскольку это все же гранд-опера со своими канонами, хранцузскими.

Ловлю на слове. Т.е. "Дом Себастьян" - не бельканто? Гранд-опера и бельканто - это разные вещи? Не пересекающиеся?

Пересекающиеся, но далеко не идентичные. "Дом Себастьян" - это большая французская опера, но написанная композитором-белькантистом и содержащая в себе довольно много элементов оперы бельканто.
Но при этом вроде бы уже где-то отмечалось, что в нем (вернее - в парижской редакции) нет ни одной арии, написанной в соответствии с белькантовыми канонами. Дуэты, финалы - есть, но они и у Мейербера есть, и у Галеви тоже.
La cabaletta mia
Due volte canterò.

Antonio Ghislanzoni


#20 Sydney

Sydney

    Ветеран

  • Аксакал
  • PipPipPip
  • 1 557 сообщений

Отправлено 12 октября 2010 - 00:08

В таком случае у меня еще один вопрос: существует ли какой-нибудь эталон белькантовой оперы В ЦЕЛОМ (не отдельных эпизодов, а целой оперы), с минимальным количеством "отклонений от курса", где ВСЕ номера бы в наибольшей степени соответствовали указанным выше рубрикациям? Так сказать, учебное пособие, по которому можно изучать белькантовую структуру.
Искусство в любой его форме несет некий смысл, который хотел сказать автор. (с) Sarastro, 11.07.10

#21 Роман

Роман

    буквоед

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 41 518 сообщений
  • Город:Город
  • Интересы:Бельканто и буквоедство

Отправлено 12 октября 2010 - 00:13

В таком случае у меня еще один вопрос: существует ли какой-нибудь эталон белькантовой оперы В ЦЕЛОМ (не отдельных эпизодов, а целой оперы), с минимальным количеством "отклонений от курса", где ВСЕ номера бы в наибольшей степени соответствовали указанным выше рубрикациям? Так сказать, учебное пособие, по которому можно изучать белькантовую структуру.

Насчет пособия не знаю, но лично для меня (и не только для меня, кстати) эталон белькантовой оперы, квинтэссенция, так сказать - это "Семирамида". Правда, финального рондо там нет, но это уже мелочи...
La cabaletta mia
Due volte canterò.

Antonio Ghislanzoni


#22 Птиц25

Птиц25

    участник

  • Ветераны
  • PipPipPip
  • 1 403 сообщений

Отправлено 20 октября 2010 - 19:15

Часто, как я понимаю, первая часть солиты формы опускается. Очень часто. Вот в связи с этим вопрос: а что чаще, когда все четыре части или только три?
В Норме, насколько я понимаю, нет ни одной четырехчастной арии...
Мать-земля ржаным колосьям
Буйный рост и цвет даёт!
Так отдаст родному войску
Мощь свою народ!!!
___________________
Не розан в саду, в огороде -
Цветет Антонида в народе!

#23 Роман

Роман

    буквоед

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 41 518 сообщений
  • Город:Город
  • Интересы:Бельканто и буквоедство

Отправлено 20 октября 2010 - 19:59

Часто, как я понимаю, первая часть солиты формы опускается. Очень часто. Вот в связи с этим вопрос: а что чаще, когда все четыре части или только три?
В Норме, насколько я понимаю, нет ни одной четырехчастной арии...

В ариях первая часть после Россини опускается почти всегда, за редкими исключениями вроде арии Елены из "Марино Фальеро". В дуэтах она опускается значительно реже, зато там иногда отсутствует вторая часть (адажио/кантабиле),пример - дуэт в башне из "Лючии".
La cabaletta mia
Due volte canterò.

Antonio Ghislanzoni


#24 Птиц25

Птиц25

    участник

  • Ветераны
  • PipPipPip
  • 1 403 сообщений

Отправлено 21 октября 2010 - 14:06

Давайте разберем с точки зрения всего вышесказанного хотя бы Ивана Сусанина... А то вон все всюду кричат, что бельканто-бельканто, а на самом деле, если смотреть формально...

1. Хор "В бурю, во грозу". Ну начинается опера с хора. Канонiчненько.
2. "Каватина и рондо Антониды"... Что это за каватина такая не только куцая, но и бесформенная? По-моему, это не каватина, а речитатив... :blush2: А вот рондо написано в классической, а не белькантовой форме рондо...
Дальше сцена и выход Сабинина - ну это что-то типа арии Оровезо с хором. Нет?
3. Финал первого действия. Трио с хором ещё можно счесть за pezzo concertato, дальше стретта совсем уж ярко выраженная: После битвы молодецкой заслужили мы царя Но все равно не так, как по правилам!
4. Про балетный дивертисман я вообще молчу. Где ещё кроме французских опер есть такое? Не чтобы Макбетто там ведьмы что-то сплясали, а вот так вот...
5. Романс, так скажем, Вани...
6. Дуэт: Да, мой птенчик подрастёт, в службу царскую пойдёт!//Ах, потешь меня конём, медной шапкой и мечом - tempo d'attacco и сразу, что ли, кабалетта - Меня ты на Руси возлелеял? Кстати, если это кабалетта, то мне очень нравится нововведение этой оперы - в итальянских все время кабалетты пелись не одни и те же слова, а тут на разные. И кода после кабалетты - До великого до дела только путь нам укажи.
7. Хор.
8. Квартет. Где вообще в белькантовых операх есть квартеты - не септеты и не трио, а квартеты? Можно ли, интересно, назвать кабалеттой "Время к дивишнику нам приготовиться"?
9. Очень-очень развернутая щена. Где ещё настолько развернутые щены были?
10. Хор. 11. Романс. Нормально.
12. Финал, в который вплетен между двух вполне себе в духе Беллини дуэт "Сколько горя в этот день избранный" и с кабалеттой.
13. Ария с хором вообще никак не похожа на солиту форму.
14. Вторая ария с хором - классическая солита форма.
15. Сцена, ария, сцена и сцена - это где Сусанин в лесу с поляками идет - вообще на белькантовую форму не похожа.
15. Эпилог, тут я вообще теряюсь в догадках.

Стало быть, совсем не белькантовую теорию изучал Глинка с Зигфридом Деном?
ПС. Нет вестей, м.б. сохранился пиратик Жизни за Царя из Скалы, где Христов и Скотто пели на итальянском? Хочется послушать просто ЖЗЦ на итальянском.
Мать-земля ржаным колосьям
Буйный рост и цвет даёт!
Так отдаст родному войску
Мощь свою народ!!!
___________________
Не розан в саду, в огороде -
Цветет Антонида в народе!

#25 Роман

Роман

    буквоед

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 41 518 сообщений
  • Город:Город
  • Интересы:Бельканто и буквоедство

Отправлено 21 октября 2010 - 14:38

Плохо я помню эту оперу, чтобы анализировать ее детально, но все же попробую ответить по отдельным пунктам.

Давайте разберем с точки зрения всего вышесказанного хотя бы Ивана Сусанина... А то вон все всюду кричат, что бельканто-бельканто, а на самом деле, если смотреть формально...

1. Хор "В бурю, во грозу". Ну начинается опера с хора. Канонiчненько.
2. "Каватина и рондо Антониды"... Что это за каватина такая не только куцая, но и бесформенная? По-моему, это не каватина, а речитатив... :blush2: А вот рондо написано в классической, а не белькантовой форме рондо...

Вот все это вместе и образует солиту форму, а рондо - оно разное бывает...

Дальше сцена и выход Сабинина - ну это что-то типа арии Оровезо с хором. Нет?
3. Финал первого действия. Трио с хором ещё можно счесть за pezzo concertato, дальше стретта совсем уж ярко выраженная: После битвы молодецкой заслужили мы царя Но все равно не так, как по правилам!

А что именно не по правилам? :idontknow:

4. Про балетный дивертисман я вообще молчу. Где ещё кроме французских опер есть такое? Не чтобы Макбетто там ведьмы что-то сплясали, а вот так вот...

"Армида", "Осада Кале".

5. Романс, так скажем, Вани...

Романс - он и в Африке романс, они встречаются везде...

6. Дуэт: Да, мой птенчик подрастёт, в службу царскую пойдёт!//Ах, потешь меня конём, медной шапкой и мечом - tempo d'attacco и сразу, что ли, кабалетта - Меня ты на Руси возлелеял? Кстати, если это кабалетта, то мне очень нравится нововведение этой оперы - в итальянских все время кабалетты пелись не одни и те же слова, а тут на разные.

Кабалетты на разные слова:
O sole, piu' ratto (Лючия)
Quel sangue versato (Деверё)
Egli e' spento, e del perdono (Велизарий)
Было и еще что-то, это первое, что пришло в голову.

8. Квартет. Где вообще в белькантовых операх есть квартеты - не септеты и не трио, а квартеты? Можно ли, интересно, назвать кабалеттой "Время к дивишнику нам приготовиться"?

А что такого уникального в квартете? Где по сюжету на сцене 4 человека, там и квартет. Хотя бы во втором действии Элизира квартет с хором...
По второму пункту ничего сказать не могу - не помню, но думаю, что это и есть стретта квартета.

9. Очень-очень развернутая щена. Где ещё настолько развернутые щены были?

У Россини полно, особенно в неаполитанских операх.

Стало быть, совсем не белькантовую теорию изучал Глинка с Зигфридом Деном?

Не могу сказать, что и с кем он изучал, но очевидно, что не только бельканту. В частности - несомненно и влияние на него немецких романтиков во главе с Вебером. Но и бельканты у него достаточно, а в "Руслане", кажется, строго каноничных арий и того больше...
La cabaletta mia
Due volte canterò.

Antonio Ghislanzoni





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей