Решила я тут послушать студийную "Тоску" с Френи, Доминго и Рэми 1992 года, Синополи машет.
Вот эту. Особых надежд не возлагала, как-то не впечатляют меня современные студийные "Тоски", но состав хороший, Синополи мне нравится... отчего бы, думаю, не послушать.
Слушая в последнее время в основном "живые" записи опер, я уже и отвыкла от того, какой, на самом деле, шикарный в студии звук. Приятно в кои-то веки такое слышать.
Как
поют.
Френи тут было уже 57 лет... в жизни бы не сказала! Звонкий молодой голос, идеально ровный, летящий и очень красивый. Всем бы молодым сопранам так петь, как она пела в 57. Одна из наиболее красиво спетых Тосок, какие мне попадались.
Доминго хорош, как всегда. По-моему, спеть Каварадосси плохо он не способен в принципе.
У Рэми голос аж светится, одно удовольствие слушать.
Даже компримарии жгут. За Анджелотти - Брин Тервель, каково? (Забавно... За баритона тут Рэми, а за баса - Тервель.
) И ризничий не просто кривляется, а очень даже поёт.
Синополи замедлил темпы, особенно во втором действии, что, ИМХО, пошло только на пользу - исчезла лишняя агрессивность и психоз, стало более лирично, при этом не в ущерб драме. Тут ещё и певцы постарались, о чём ниже.
Что
играют - для меня в "Тоске" всегда самое интересное.
Тоска здесь очаровательна: юная, порывистая, по-детски радостная и открытая, она очень любит своего Марио и очень к нему привязана. И ревнует/обижается совершенно по-детски. На протяжении их диалога с Марио с моего лица не сходила умилённая улыбка
счастливой идиотки.
Визуальный образ Тоски тоже получился яркий, по крайней мере, я увидела почти сразу. Такая, знаете, в нежно-голубом платьице, тоненькая, хрупкая, с копной тёмных кудряшек, не красавица, но очень милая.
Сам бы в такую влюбился, будь я мужчиной. Такое эфемерное существо, как она ножик-то умудрилась схватить... Но ей это дорого обошлось. Совершённое убийство потрясло её до глубины души, и даже если бы всё действительно кончилось хорошо, не факт, что бедняжка оправилась бы от пережитого.
Это на моей памяти первая Тоска, которая свой счастливый лепет про "сьям сальви" и "виа пель мар" произносит без всякой радости, скорее, словно пытаясь убедить себя саму. Можете считать меня психом, но мне кажется, что здесь в её крике "O Scarpia, avanti a Dio!" звучит даже некоторое облегчение: пусть уже мучения закончатся, хотя бы так. Безмерно жалко девочку.
Марио Каварадосси
в кои-то веки на все 100% стоит той любви, которую питает к нему Тоска. Он действительно очень, очень хороший: добрый, надёжный, терпеливый. Ласково подшучивает над Тоской в первом действии, зная, что всегда сумеет её утешить и развеять её ревнивые сомнения. Он ей не только возлюбленный, но и что-то вроде старшего брата, такое чувство. А Скарпии он достойный противник. В сцене допроса - не один персонаж, как это бывает обычно, а два. Каварадосси держится вполне на равных. Правда, поединок длится только до тех пор, пока в комнату не входит Тоска... Дальше внимание обоих мужчин - только на неё.
В финале голос Доминго исполнен такой обречённой скорби, что я не знаю, как можно хотя бы на секунду поверить в счастливый конец, даже если ты Тоска. Могу объяснить это только тем, что у неё самой в тот момент в голове делается такое, что ей не до того, чтобы вслушиваться в интонации Марио. Короче, художника тоже жалко. Такой хороший парень был...
У Рэми я до этого слышала двух Скарпиев, и ни один мне особенно не понравился. Но здесь он абсолютно, абсолютно не похож на тех. Ну, то есть, что-то общее есть - не сволочи, не садисты и нежно относятся к Тоске - но и всё, больше никакого сходства.
Во-первых, Скарпиа из записи Синополи молод. В 1992 году Рэми был в великолепной форме, лучше не бывает. Местами его голос кажется даже юным, что удивительно: всё же это бас, а не тенор. А вот. Соответственно, этот Скарпиа полон сил, бодр и энергичен. Когда он входит в церковь Сант-Андреа, его переполняют азарт и жажда действия, как спущенного с поводка охотничьего пса. Он вообще в первом действии напоминает собаку, правда, не охотничью, а кого-нибудь покрупнее и повеличественней, немецкого дога, например. Но всё равно: вбежал неторопливой рысцой, мускулы перекатываются под блестящей шкурой, гавкнул на "baccano in chiesa" - но не очень страшно, больше для порядку - и принялся усердно искать след. Пришла Тоска - подошёл к ней, дружелюбно виляя хвостом.
Погладь пёсика, он хороший... Тоска этого Скарпию не боится, как и Сполетта, и ризничий. Его уважают и, возможно, опасаются, но не боятся до дрожи в коленках и не пресмыкаются перед ним. Зачем? Нормальный адекватный мужик, не псих какой. Работа, правда, не подарок...
Так вот, Тоска. К ней он относится с большой нежностью и теплотой. Да, он вешает ей лапшу на уши про веер и прочее, но кайфа от этого не ловит, просто так надо, чтобы выйти на след Анджелотти. И когда она плачет, его искренне огорчают её слёзы. (Мне бы кто так сказал "Darei la vita per asciugar quel pianto"... Аж завидно стало.
)
Впрочем, не стоит полагать, что он прямо весь такой белый и пушистый.
Отнюдь. Клыки у этого пса в палец длиной, просто он очень спокойный и не показывает их без нужды. Если надо - откусит голову и не поморщится, но Тоска ему очень дорога, её он действительно любит. Задумчиво стоит у окна, слушая гавоты, и думает о ней. "Ha più forte sapore" он поёт удивительно: просто поёт, что поёт, ни больше, ни меньше, без всяких там Порочных Подтекстов и Коварных Мыслей.
"Фигня все эти цветочки, гороскопы и серенады под луной, сплошное притворство и глупости. Разве так по-настоящему любят?" - мечтательно говорит он. (Да, Скарпиа тут где-то даже романтичен, не разучился ишшо...
) И, ё-моё, как меня поразила интонация в "Tal dei profondi amori, è la profonda miseria"... Он же это не столько о Тоске, сколько о себе говорит!
Но о своих профессиональных обязанностях он ни на миг не забывает. Вернулся Сполетта... "Ага, наконец-то! Ну, докладывай быстрей!" - с энтузиазмом восклицает барон. Вообще, ответственный товарищ и к работе относится со рвением. Подозреваю, что Марио он так стремится закопать не столько из личной неприязни, сколько из чувства долга, искренне полагая художника опасным для государства элементом. Потому что личной неприязни к Каварадосси я не слышу. Допрашивает он его спокойно и невозмутимо, без рявканья и ударов кулаком по столу. Пытает тоже сугубо ради информации, без примеси сволочизма. Фразу "Basta, Roberti!" можно произнести сто десятью разными способами - так вот, здесь она звучит поспешно, словно Скарпиа не хочет затягивать пытку ни на секунду дольше, чем требуется. Впрочем, это, скорее всего, не художника ради, но всё равно показательно. Единственный момент, где в голосе Скарпии прорывается раздражение - "Ma fatelo tacere!". Нет, ну в самом деле, и так-то неприятный процесс добычи сведений затянулся, а этот революционный элемент ещё будет палки в колёса вставлять!
Кстати, и художник, и Скарпиа отвлекаются на пение Тоски, когда она за сценой поёт кантату, это заметно. Про поединок я уже говорила... Но когда приходит Тоска, всё внимание барона - только на неё. Воплей "Виттория!" он, кажется, вообще не замечает. Какое ему дело до художника, когда тут Флория? И как мягко и, главное, искренне он разговаривает с ней наедине - это надо слышать.
Взаимодействие между Скарпией и Тоской здесь вообще имеет несколько, гм, нетипичный характер. Обычно эти двое чуть друг другу в глотку не вцепляются. Здесь - нет. Скарпиа не хочет сильно давить на Тоску, а она не умеет яростно сопротивляться. Она у нас девушка нежная...
Даже добиваясь от неё информации, Скарпиа на Тоску не орёт, а скорее увещевает. И дальше он очень, ну очень не хочет принуждать её силой. Жениться на ней - это да, хоть сию секунду, но насилие... брр. И рук не распускает. В ответ на его "Ты будешь моей!" она, конечно, кидается к окну с воплем "Ни за что, я лучше выброшусь!", но он вообще-то стоит на месте, чего она так шарахается-то?.. Но иногда обычное спокойствие ему отказывает, не железный всё-таки. В тот момент, когда она с готовностью кидается было прочь из комнаты спасать Марио, Скарпию прорывает. Ах, так? Тогда вот: не надейся на милость королевы, твой Марио - уже, считай, покойник! И всё, вожжи отпущены, крыша - фьюить. Но это единственный раз. Всё остальное время, до рокового "Tosca, finalmente mia!", Скарпиа вполне владеет собой. А мой любимый
фансервис момент после "Исполню волю вашу", тут, по-моему, есть.
Откуда такая фантазия, ведь это аудиозапись? Да потому что надо слышать, каким голосом он спрашивает "E qual via scegliete" и "Чивитавеккья". Нежно-нежно и очень тихо, почти шёпотом. С другого конца комнаты это не услышишь, так говорят, только стоя вплотную.
В целом, не сказать чтобы Скарпиа был очень хорошим человеком, но он всей душой любит Тоску, и за это ему многое прощается. Увы, Тоска столь же сильно любит Марио, и - ещё больше увы (для барона) - Марио достоин такой любви. А Скарпию жа-а-а-алко-о-о!!!
Я после второго действия третье ещё час не могла включить, так меня переехало. Блин, здесь всех жалко, всех троих. Каждый по-своему хорош и ярок, каждый - живой человек и вызывает сочувствие.
Словом, из студийных современных "Тосок" эта однозначно в числе лучших. Я себе фирменный диск куплю непременно.