Клуб любителей "Гофмана"
#876
Отправлено 19 января 2011 - 12:58
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#877
Отправлено 19 января 2011 - 13:20
В спектакле из Мет. Который с Шиковым. Может, и еще где, но я не вспомню.Розовые в фигуральном смысле! А где еще Никлаус их примерял? Я что-то не припомню сразу.
А, кстати, розовые очки у кого-нибудь, кроме Доминго, были?
#878
Отправлено 19 января 2011 - 13:22
Спасибо! Плохо я помню этот спектакль, давно смотрел.В спектакле из Мет. Который с Шиковым. Может, и еще где, но я не вспомню.Розовые в фигуральном смысле! А где еще Никлаус их примерял? Я что-то не припомню сразу.
Вот об этом я тоже не задумывался. Для меня они там всегда розовые, потому что положено ему видеть Олимпию в розовом свете - и все тут!А, кстати, розовые очки у кого-нибудь, кроме Доминго, были?
ЗЫ: Все жду, когда Кримхильда Зальцбург посмотрит и проведет тамошнему Гофману сеанс психоанализа...
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#879
Отправлено 19 января 2011 - 13:23
(тайный культ с оргиями и жертвоприношениями)
#880
Отправлено 19 января 2011 - 13:28
Это тоже можно, порядок здесь не столь принципиален. Просто мне всегда казалось, что маквикаровские кактусы больнее колются.Раньше она Карсена посмотрит, я боюсь.
ЗЫ: А еще на Хайкопи висит МакВикар Первый, он же Добрый!
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#881
Отправлено 19 января 2011 - 19:42
#882
Отправлено 19 января 2011 - 19:50
Ждем с нетерпением!А я Зальцбург посмотрела! Сейчас отчёт допишу и выложу.
Я сам вчера только до Антонии включительно пересмотрел, Джульетту с эпилогом оставил на эту ночь... Кстати, последний рип качеством заметно лучше того, что был у меня раньше, и рассинхрона нет.
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#883
Отправлено 19 января 2011 - 19:58
Два дня подряд мною отмечался день Гофмана; мало было чтения «Ночных рассказов» в ночи и растянувшегося пересмотра постановки Оливье Пи, так сегодня я, наконец, через чужой компьютер скачала «Сказки» из Зальцбурга.
Сначала сугубо личное: главной мыслью после просмотра было «Полный абзац». Постановка Пи мне в целом понравилась больше, в первую очередь из-за Гофмана, который здесь мне был очень несимпатичен, и из-за Музы, которую здесь было очень жаль, но которая там мне ближе. Злодеев люблю и там, и тут, но здесь меня шокировал встрёпанный безумный учёный Коппелиус, который кушал глазки из банки с довольным видом.
Теперь о высоком.
Место действия одно – это комната Гофмана, где он живёт и сочиняет. Здесь жуткий бардак, место это – проходной двор, мебели никакой, кроме длинного стола, остатка былой роскоши, словом, мерзость запустения. Наркоману и алкоголику Гофману всё равно, пришёл ли к нему Линдорф, пришла или ушла Муза; это уже совершенно деградировавший человек. Если сейчас Линдорф может хоть на стол вскочить и прокричать ему свою арию, может тростью в него тыкать и письмо читать прямо над ухом, то когда-то он, очевидно, поразил его, писателя, воображение, раз уж во все злодеи в его повестях похожи на Линдорфа.
Сказочные события происходят не столько в голове Гофмана, сколько, скажем так, в голове его читателей – рассказывая сказку об Олимпии, он меняет пространство вокруг силой своего воображения, и Муза (будем считать, что это имя его подруги) ходит по лаборатории Спацалани, с восхищением оглядываясь. История получилась мрачноватая, но захватывающая; по молодости Гофман любил карикатурные образы, вот и вёл в сюжет Линдорфа в виде Коппелиуса. Автор, конечно, знал, чем всё закончится – ведь он снимал очки, пока Олимпия пела, то есть мог видеть, кто она на самом деле. Ну, увлёкся немного своей сказкой по мотивам «Франкештейна»…
Муза тогда ревниво и несколько насмешливо относилась к творчеству Гофмана. Однако потом она и сама увлеклась его сказками. Сочиняя «Антонию», он смешит её, придумав слугу Франца, а что касается Антонии, то муза не любит её как персонажас, однако всё же жалеет. Ведь Антония умрёт в конце повести, это понятно читателю сразу. Но тут в сюжет вторгается доктор Миракль, персонаж, совершено не слушающийся Гофмана.
В этой повести Гофман заметно вырос как писатель, образы его куда более живые и объёмные. Он и сам увлекается ими, куда сильнее, чем это было с «Олимпией». Он отдаёт им собственные интонации: и Антония, и советник Креспель повторяют его слова и музыкальные фразы (ну да, ведь это есть и в самой музыке оперы!). Обстановка стала из реалистичной, овеществлённой (как это было в первой повести), символичной, таинственной – дерево со скрипками на нём, закрытый тканью портрет… Однако то ли вместе с мастерством Гофмана, то ли вопреки ему, образ Линдорфа стал сильнее и действует независимо от воли писателя. Возможно, потому, что писатель не сам его придумал, а взял более-менее из жизни.
Итак, Гофман и Креспель поют дуэтом, а Миракль говорит своё; более того, он контролирует других персонажей Гофмана! Он буквально управляет Антонией, как марионеткой. После ухода доктора Гофман обращается к ней, мучимый угрызениями совести: извини, что я тебя такой придумал, с такими предлагаемыми обстоятельствами. Муза переживает из-за всего этого вдвойне: во-первых, вон как бедный Гофман мучится из-за собственного персонажа, а, во-вторых, Музу одолевает ревность. А Антония льнёт к вышедшему из камина доктору Мираклю, как к новому автору. И – кульминационный момент! На сцену входит персонаж, созданный самим Мираклем. Мать Антонии, между прочим, «оформлена» в тех же тонах, что и Миракль. И далее Миракль убивает героиню Гофмана без всякого участия автора.
Третий акт показывает нам упадок художника. Никакой обстановки, никакой атмосферы, только туман и какие-то бредовые тени, порождения больной фантазии Гофмана. Всех деталей – луна и въехавшая на сцену гондола. Жуткие, неестественные фигуры, увивающиеся вокруг Гофмана и Музы – его смутные мечты. В том числе его фантазии об убийстве – некая фигура с ранами на спине появляется на сцене сразу же, когда ещё и о Шлемиле-то речи не идёт. Что-то неразборчиво развратное, венчающееся появлением готической Джульетты. Дапертутто в этой толпе видений совершено чужой (и самый живой - как и Шлемиль, так похожий на Дапертутто своим мундиром) – он не вымысел Гофмана, а некая самостоятельная сила, сила, управляющая миром Гофмана. Сам Гофман над собственными фантазиями никакой власти уже не имеет – тени надвигаются на него, требуя отдать отражение. Это и происходит: тот, кто изначально участвовал в повестях в качестве карикатуры, в финале отнимает у автора душу.
А зачем, спрашивается, всё это было нужно Линдорфу? Зачем вертеть чужими персонажами, делать писателю гадости внутри его произведений? Ответ нащупывается в финале третьего акта, когда Дапертутто пытается утешить Музу, и в собственно финале, когда приходит Стелла – в белом платье и чёрном плаще поверх него, то есть одетая так же, как Муза. Вот чего хотел Линдорф, вот какой дивы добивался – Музы! Скажу больше, Муза – и есть настоящая Стелла (в том смысле, что это две ипостасти одного и того же). Таким образом, перед нами «Моцарт и Сальери» в развёрнутом виде. И ведь он её действительно получает.
Потому что Гофман больше не может писать. После бредовой «Джульетты» он ничего не создал. Он потерял вдохновение, и ещё обвиняет в этом подругу. Он потерял и любовь и разложился как личность. Вдохновение уходит от него под руку с Линдорфом, переступив через авторский труп, а любимая уходит, видя, что того, кого она любила, здесь больше нет. И Гофман умирает. Если он не умер на месте от передозировки (ведь он ещё в начале укололся дважды и с небольшими промежутками), то он умрёт в скором времени. Так или иначе, как писатель и как личность он больше не существует.
Сообщение отредактировал Kriemhild: 19 января 2011 - 20:06
#884
Отправлено 19 января 2011 - 20:12
(тайный культ с оргиями и жертвоприношениями)
#885
Отправлено 19 января 2011 - 20:26
Спасибо за хорошее к моей писанине отношение
Гофман там такой несимпатичный и настолько дегенерат, по-моему, чересчур; вот что мне так больше всего не понравилось. Ну, и Шикофф по части вокала как-то...
Кстати, читала "Песочного человека": там главный герой сошёл с ума после происшествия с куклой, а Гофман ничего, уцелел. Всё-таки оказался не так уж слаб душой.
#886
Отправлено 19 января 2011 - 20:52
#887
Отправлено 19 января 2011 - 21:18
По части вокала - здесь он уже не так молод, но лучшего Гофмана в плане игры, в плане образа я просто не знаю! Естественно, я не только об этой постановке, а обо всех сразу (с ним только на видео доступно 5 вариантов Сказок). Но и здесь, по-моему, он играет совершенно гениально. И очень удивило отсутствие восторгов в адрес Кирхшлагер, которая, по-моему, именно в этой постановке является центром, наравне с Шиковым!Гофман там такой несимпатичный и настолько дегенерат, по-моему, чересчур; вот что мне так больше всего не понравилось. Ну, и Шикофф по части вокала как-то...
Предпочтение Пи меня тоже удивляет, но о вкусах, как мы уже выяснили, спорить бесполезно...
В целом чрезвычайно интересный отчет, очень много новых неожиданных (впрочем, в данном случае относительно неожиданных - я не сомневался, что что-нибудь этакое в Вашем отчете будет) поворотов!
Само собой! Кажется, НРД уже по этому поводу предъявлял Барбье и Карре обвинение. Естественно, они творчески переработали литературные первоисточники! Кстати, в рассказе "Советник Креспель" вообще нет никакого злого доктора, если Вы помните.Кстати, читала "Песочного человека": там главный герой сошёл с ума после происшествия с куклой, а Гофман ничего, уцелел. Всё-таки оказался не так уж слаб душой.
И если бы герой в первой же сказке сошел с ума и прыгнул с башни - опера бы на этом и закончилась.
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#888
Отправлено 19 января 2011 - 21:33
Киршлагер очень, очень хороша. Оператора постоянно тянуло снимать её крупным планом, такое у неё было лицо. Но, наверное, именно из-за неё мне не понравился Гофман - зачем он так её мучает, гад?По части вокала - здесь он уже не так молод, но лучшего Гофмана в плане игры, в плане образа я просто не знаю! Естественно, я не только об этой постановке, а обо всех сразу (с ним только на видео доступно 5 вариантов Сказок). Но и здесь, по-моему, он играет совершенно гениально. И очень удивило отсутствие восторгов в адрес Кирхшлагер, которая, по-моему, именно в этой постановке является центром, наравне с Шиковым!
Я полагаю, первые Сказки - это как первая любовь; ну, и Гофман там симпатичнее как человек.Предпочтение Пи меня тоже удивляет, но о вкусах, как мы уже выяснили, спорить бесполезно...
И что же было неожиданным? (Мне интересно, как этот спектакль воспринимают нормальные зрители, а не одержимые своими идеями люди вроде меня )В целом чрезвычайно интересный отчет, очень много новых неожиданных (впрочем, в данном случае относительно неожиданных - я не сомневался, что что-нибудь этакое в Вашем отчете будет) поворотов!
Да, но зачем бвинять либреттистов - Гофман только достойней вышел.Само собой! Кажется, НРД уже по этому поводу предъявлял Барбье и Карре обвинение. Естественно, они творчески переработали литературные первоисточники! Кстати, в рассказе "Советник Креспель" вообще нет никакого злого доктора, если Вы помните.
И если бы герой в первой же сказке сошел с ума и прыгнул с башни - опера бы на этом и закончилась.
О советнике Креспеле: а там интересно ведь выходит - она сама предпочла музыку жизни. Думаю, Олимпия и в опере пришла бы к этому сама, безо всякого Миракля; "Она ангел!" - "Нет, она артистка".
Хм, а когда Гофман перечислял своих любимых - актрису, юную девушку и куртизанку - кого он имел в виду под актрисой? Олимпию или Антонию?
#889
Отправлено 19 января 2011 - 21:41
Учитывая, что Олимпия была куклой (un automate) и души не имела, остаётся только принять в рассчёт Стеллу. При таком раскладе артисткой становится Стелла, а юной девушкой - Антония.Oui, Stella!
Trois femmes dans la même femme!
Trois âmes dans une seule âme!
Artiste, jeune fille, et courtisane!
José Saramago, "Memorial do Convento"
__________________________________________________________
老板
火天使
#890
Отправлено 19 января 2011 - 21:46
#891
Отправлено 19 января 2011 - 21:48
Так это не Шиков гад, а МакВикар!Киршлагер очень, очень хороша. Оператора постоянно тянуло снимать её крупным планом, такое у неё было лицо. Но, наверное, именно из-за неё мне не понравился Гофман - зачем он так её мучает, гад?
В качестве противоядия рекомендую все же посмотреть его же версию из Фламандской оперы - там многое похоже, но без наркоты и финал светлый! Да и вообще постановка другая.
Разве что...Я полагаю, первые Сказки - это как первая любовь; ну, и Гофман там симпатичнее как человек.
В частности - идея вымышленного злодея, который постепенно выходит из-под контроля автора. Но трактовки злодеев Вам всегда особенно хорошо удаются.И что же было неожиданным? (Мне интересно, как этот спектакль воспринимают нормальные зрители, а не одержимые своими идеями люди вроде меня )
Только Антония, полагаю. А это уже моя больная тема, я давно с ней ношусь, и на то есть причины... Если кратко - в старых постановках, особенно следующих традиционной редакции, очень любили изображать Антонию ангелом и противопоставлять двум другим героиням (сюда же хорошо укладывается перестановка актов). А на самом деле она именно артистка, которая так или иначе уйдет от Гофмана, хотя она сама этого сперва не понимает. А ее сцена с Мираклем - это своего рода внутренний спор, Миракль тут выступает как ее двойник, темная сторона ее личности, что ли. Вообще тема двойничества в этой опере заслуживает отдельного разговора!О советнике Креспеле: а там интересно ведь выходит - она сама предпочла музыку жизни. Думаю, Олимпия и в опере пришла бы к этому сама, безо всякого Миракля; "Она ангел!" - "Нет, она артистка".
В моем понимании так: Олимпия - юная девушка, Антония - актриса, с Джульеттой и так все ясно... Кстати, они и по возрасту очень хорошо выстраиваются. Если Антонии 20 (это есть в тексте), то Олимпии (или ее "реальному" прототипу) может быть лет 16, а опытной куртизанке Джульетте - не меньше 25 или даже 30. Вот и выстраивается история мучительной многолетней любви Гофмана, которую я как-то пытался "реконструировать"...Хм, а когда Гофман перечислял своих любимых - актрису, юную девушку и куртизанку - кого он имел в виду под актрисой? Олимпию или Антонию?
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#892
Отправлено 19 января 2011 - 21:48
#893
Отправлено 19 января 2011 - 21:49
Не пойдет, Стелла не может быть одной из трех, поскольку она их всех в себе заключает!Учитывая, что Олимпия была куклой (un automate) и души не имела, остаётся только принять в рассчёт Стеллу. При таком раскладе артисткой становится Стелла, а юной девушкой - Антония.Oui, Stella!
Trois femmes dans la même femme!
Trois âmes dans une seule âme!
Artiste, jeune fille, et courtisane!
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#894
Отправлено 19 января 2011 - 21:58
Режиссёр? Ну, значит, Шиков в самом деле молодец, потому что я не любила его живой неприязнью. Он был симпатичен только в "Антонии", потому что писал, творил.Так это не Шиков гад, а МакВикар!
Я по жизни копаюсь во всяких гадских личостях и крикипаю к ним душой; это, кажется, врождённое. Что касается той идеи, то, может, я и не права, что увиглядела её в этом спектакле - потому что темы театра-в-жизни, режиссуры и отношений автора с героями - мне близки, и я их везде вижу.В частности - идея вымышленного злодея, который постепенно выходит из-под контроля автора. Но трактовки злодеев Вам всегда особенно хорошо удаются.
Да! Да! Я старых постановок не видела-не слышала, но мне сразу эта мысль пришла! Испугалась бы - не запела бы.Только Антония, полагаю. А это уже моя больная тема, я давно с ней ношусь, и на то есть причины... Если кратко - в старых постановках, особенно следующих традиционной редакции, очень любили изображать Антонию ангелом и противопоставлять двум другим героиням (сюда же хорошо укладывается перестановка актов). А на самом деле она именно артистка, которая так или иначе уйдет от Гофмана, хотя она сама этого сперва не понимает. А ее сцена с Мираклем - это своего рода внутренний спор, Миракль тут выступает как ее двойник, темная сторона ее личности, что ли. Вообще тема двойничества в этой опере заслуживает отдельного разговора!
У Проппа в "Морфологии волшебной сказки" была интересная тема: что порой Героиня не помогает Герою, а даже устраивает козни, хотя, казалось бы, должна была помогать ему одолеть Дракона. Красавица, Героиня выступает как теневая сторона Дракона.
Согласна полностью. Олимпия, правда, выглядела на шестнадцать, потому что на самом деле ей неизвестно сколькоВ моем понимании так: Олимпия - юная девушка, Антония - актриса, с Джульеттой и так все ясно... Кстати, они и по возрасту очень хорошо выстраиваются. Если Антонии 20 (это есть в тексте), то Олимпии (или ее "реальному" прототипу) может быть лет 16, а опытной куртизанке Джульетте - не меньше 25 или даже 30. Вот и выстраивается история мучительной многолетней любви Гофмана, которую я как-то пытался "реконструировать"...
Сообщение отредактировал Kriemhild: 19 января 2011 - 21:59
#895
Отправлено 19 января 2011 - 22:10
Режиссер, он самый!Режиссёр? Ну, значит, Шиков в самом деле молодец, потому что я не любила его живой неприязнью. Он был симпатичен только в "Антонии", потому что писал, творил.
Ну почему же Вы не правы? Во-первых, именно в этой опере возможно бесконечное число разных трактовок, иногда диаметрально противоположных. А во-вторых - как раз эта идея очень даже интересна и заслуживает самого пристального внимания!Я по жизни копаюсь во всяких гадских личостях и прикипаю к ним душой; это, кажется, врождённое. Что касается той идеи, то, может, я и не права, что углядела её в этом спектакле - потому что темы театра-в-жизни, режиссуры и отношений автора с героями - мне близки, и я их везде вижу.
Проппа я не читал, но когда-то в молодости осилил любопытную книжку - "Проблемы поэтики Достоевского" Бахтина. Вот там как раз очень подробно разбирается (не только применительно к Достоевскому) это самое двойничество и вот такие диалоги-споры с двойником (или с самим собой). Сцена Миракля и Антонии сюда очень хорошо вписывается.Да! Да! Я старых постановок не видела-не слышала, но мне сразу эта мысль пришла! Испугалась бы - не запела бы.
У Проппа в "Морфологии волшебной сказки" была интересная тема: что порой Героиня не помогает Герою, а даже устраивает козни, хотя, казалось бы, должна была помогать ему одолеть Дракона. Красавица, Героиня выступает как теневая сторона Дракона.
Плюс Никлаус - тоже в каком-то смысле двойник самого Гофмана...
Здесь я, опять же, говорил не столько о конкретной постановке, сколько об опере в целом, вернее - о той "реальной" любовной истории, которую Гофман в приукрашенном виде рассказывает студентам у Лютера...Согласна полностью. Олимпия, правда, выглядела на шестнадцать, потому что на самом деле ей неизвестно сколько
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#896
Отправлено 19 января 2011 - 22:13
Учитывая, что показ куклы подаётся как вывод девушки в свет, предполагаю, что Олимпии по фиктивной биографии много больше быть не могло.Здесь я, опять же, говорил не столько о конкретной постановке, сколько об опере в целом, вернее - о той "реальной" любовной истории, которую Гофман в приукрашенном виде рассказывает студентам у Лютера...Согласна полностью. Олимпия, правда, выглядела на шестнадцать, потому что на самом деле ей неизвестно сколько
José Saramago, "Memorial do Convento"
__________________________________________________________
老板
火天使
#897
Отправлено 19 января 2011 - 22:27
Может, и права; я имею в виду, что, может, режиссёр вообще такого не закладывал. Сейчас тему читаю - "Антония" прочитывается таким образом, что всё происходящее (в том числе и действия Миракля) выходит из-под пера Гофмана. Всё, как всегда, относительно.Ну почему же Вы не правы? Во-первых, именно в этой опере возможно бесконечное число разных трактовок, иногда диаметрально противоположных. А во-вторых - как раз эта идея очень даже интересна и заслуживает самого пристального внимания!
И этим двойником частенько выступает чёрт. ВОт и Антония всё "демоном" Миракля называет.Проппа я не читал, но когда-то в молодости осилил любопытную книжку - "Проблемы поэтики Достоевского" Бахтина. Вот там как раз очень подробно разбирается (не только применительно к Достоевскому) это самое двойничество и вот такие диалоги-споры с двойником (или с самим собой). Сцена Миракля и Антонии сюда очень хорошо вписывается.
Плюс Никлаус - тоже в каком-то смысле двойник самого Гофмана...
Я так и поняла. Он ещё, кажется, говорил, что ради неё оставил отчий дом?Здесь я, опять же, говорил не столько о конкретной постановке, сколько об опере в целом, вернее - о той "реальной" любовной истории, которую Гофман в приукрашенном виде рассказывает студентам у Лютера...
#898
Отправлено 19 января 2011 - 22:43
Сообщение отредактировал Kriemhild: 19 января 2011 - 22:45
#899
Отправлено 19 января 2011 - 22:44
Режиссер мог этого и не закладывать, но мысль все равно интересна!Может, и права; я имею в виду, что, может, режиссёр вообще такого не закладывал. Сейчас тему читаю - "Антония" прочитывается таким образом, что всё происходящее (в том числе и действия Миракля) выходит из-под пера Гофмана. Всё, как всегда, относительно.
Да, именно так! Впрочем, как и Гофман в прологе "видит" у Линдорфа рога.И этим двойником частенько выступает чёрт. ВОт и Антония всё "демоном" Миракля называет.
Совершенно верно!Я так и поняла. Он ещё, кажется, говорил, что ради неё оставил отчий дом?
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#900
Отправлено 19 января 2011 - 22:45
Так он по либретто капитан.А ещё меня смутил мундир Дапертутто. Я себя поймала на этом, когда рассказывала сестре о своих впечатлениях: "И там Скарпиа... в смысле Раймонди... Блин! Дапертутто!".
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей