Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Гаспаре Спонтини "Агнесса фон Гогенштауфен"


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 18

#1 Naty

Naty

    Заслуженный ветеран

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 2 333 сообщений
  • Интересы:Авторское кино, музыка, астрономия, спать и видеть сны.

Отправлено 06 Июнь 2008 - 21:55

Хотела написать рецензию, но получилась длинная волына - синопсис, прочитав которую можно понять, почему эту оперу редко ставили. Итак,

Агнесса фон Гогенштауфен

Опера про государственное управление в период феодальной раздробленности.

Исторический фон: Генрих VI Гогенштауфен – император коалиции германских княжеств. Не абсолютный монарх, т.к. зависит от поместных князей, но пытается им стать. Хотят этого многие. Но если именно Генрих добился главенства и все его слушаются, то, следовательно, он должен быть очень хорошим политиком (в опере не отражено). Вроде бы дружественной Германии державой считается Франция, а недружественной - Англия. Среди врагов - не входящий в коалицию баварский князь Генрих Львиное Сердце. Между ним и Генрихом Шестым была война, во время которой Генрих VI поймал сына Львиного Сердца и засадил его в свою тюрьму. Сын Бруно, по другой версии либретто – тоже Генрих (Фр. Корелли) - юноша с маниакальным характером, влюблен в дочь Генриха Шестого - Агнессу. Как и когда они успели полюбить друг друга - не уточняется.
Действие происходит во дворце Генриха Шестого (Дж. Дж. Гуэльфи), к которому приехал французский король Филипп Август, переодевшийся зачем-то в герцога Бургундского (Энцо Маскерини). Цель поездки - сосватать за себя (короля) Агнесу фон Гогенштауфен (Люсиль Удови(ч?). При этом никто ничего не знает про маскарад, все верят, что это герцог, кроме французских рыцарей-телохранителей, которые, однако, молчат об этом до середины третьего акта. Кроме дочери у Генриха есть жена Ирменгарда (Дороти Доу), обчитавшаяся дамских романов и в своих поступках руководствующаяся их логикой, и брат Филипп, не попавший на трон то ли по младшинству, то ли по складу характера (очень аристократичный бархатистый тенор Франческо Альбанезе, не путать с Личей). Филипп воплощает здравый смысл и порядочность. Но вообще-то о государственных интересах никто, кроме Генриха Шестого не думает, прямо наоборот – только о личных, причем, некоторые главные герои как-то очень деструктивно.
Подбор исполнителей мужских партий – идеальный, женских – очень хороший, хотя я Доу плохо знаю и, в общем, оценить не могу.

Акт 1

В начале оперы происходит общее построение в тронном зале. Гуэльфи мощным темным баритоном с аристократической фразировкой очень убедительно призывает всех построившихся пойти на Сицилию, поскольку Танкред, сицилийский король, помер, а наследников можно придавить одной лапой. Ирменгарда и Филипп ему поддакивают, архиепископ Майнца благословляет. «А еще, - говорит Гуэльфи, - надо заодно объявить анафему Генриху Львиное сердце, потому что он разбойничает сам по себе, а не в рядах Великой империи». «Чё-то тут я не поняла, - говорит ему Имгергарда, слегка тремолируя, - Мы ж его сыну дочь в жены обещали. Да вот уже и жених у нас в тюрьме сидит, смертельно раненый» «А времена поменялись, - отвечает ей муж. – Я нашел другого жениха.
Тут в зал входит куча народа – герцог Бургундский, трубадуры, пажи еще какие-то люди и начинается долгий и нудный обмен любезностями, во время которого солисты пытаются прорваться через непрестанно поющие хоры, но получается это, в основном, у Гуэльфи. По завершении церемонии герцог просит милости для сына Львиного Сердца с последующей отправкой на родину, но Гуэльфи говорит: «Вот на это я пойтить не могу!». Смена картины.

А Филипп (Альбанезе) в этом время вспоминает друга - сына Львиного Сердца, Генриха-Бруно (Корелли). Филипп сильно опечален, т.к. у него с Генрихом-Бруно – фронтовое братство: видимо, война сильно склоняет противников к брудершафту. Но печалиться ему приходится недолго, т.к. уже в третьей картине первого акта к нему заявляется как бы мортальменте ферито Генрих-Бруно и говорит: «Веди меня к Агнессе». Филипп видеть друга жутко рад, но все же возражает: «Как хорошо, что ты сбежал, но надо тебе отправляться на родину, тут тебя будут искать.». На что получает ответ: "А мне пофиг, andiam da Agnese". Тогда он предупреждает (напрасно) Генриха-Бруно, что Агнесса выходит замуж за французского короля. Тот приходит в сильное душевное волнение, лихорадочный блеск в глазах приобретает легкий оттенок безумия, поэтому Филипп, повторив еще несколько раз глагол fuggir, ничего не добивается, машет рукой и ведет его к Агнессе.
Агнесса в это время сидит с матерью у себя в комнате. Она – очень красивая, не Гретхен, а такое благородное хрустальное сопрано – рассказывает Имгергарде о своих нежных чувствах. Мать всячески поощряет ее на безрассудство. Тут заявляются два молодца - на сцене бурная радость. Филипп продолжает настаивать на бегстве, Генрих-Бруно говорит, что согласен и прямо сейчас пойдет на поле боя воевать на стороне отца, приводя этим в ступор мамашу Агнессы, и действительно уходит, но не на войну а в какую-то ухоронку.
Потом происходит бал, на котором герцог Бургундский, он же французский король инкогнито, строит куры Агнессе, а та прячется за материнскую спину . Вся эта бодяга продолжается до тех пор, пока не раздается крик: "А вот сейчас как сниму маску! Кто тут клеится к моей девушке? " - и на сцене появляется Корелли. Гуэльфи орет: «Только не это!» Герцог и Генрих-Бруно начинают всячески унижать друг друга и делают это до тех пор, пока в зал не входят начальник гарнизона с послом, объявляющий: "Почта независимой Баварии! Письмо Генриха Львиное Сердце сыну Генриху-Бруно!". Гуэльфи вообще свирепеет и орет: "В темницу - сына, и посла". Агнесса с мамой заныли, Гульфи ей: «А ты, Агнесса, - вообще в монастырь! Задолбала!"

#2 Naty

Naty

    Заслуженный ветеран

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 2 333 сообщений
  • Интересы:Авторское кино, музыка, астрономия, спать и видеть сны.

Отправлено 06 Июнь 2008 - 21:56

Акт II
В тюрьме сидят посол и Корелли. Корелли жалуется в пространство на жизнь, перебирая варианты действий. С одной стороны - жить не может без Агнессы, с другой не может снять наручники и пойти к ней, с третьей – все-таки может, и надо бы удрать к отцу, но он дал девушке княжеское слово. Ну, в таком ключе. Корелли – тенор очень чувственный, но при попытке показать страдание, Спонтини немедленно загоняет его в пафос тяжелым сапогом бельканто. Однако он не сдается всю оперу – это ему сильно в бонус. Посол (продвинутый компримарий Валиано Натали), который более в курсе дел Генриха Львиное сердце, тоже ведет беседу сам с собой, намекая публике на то, что дела не так уж плохи. Тут заявляется начальник гарнизона с листком бумаги и говорит: "Так, молодой человек, выбираем из двух вариантов – либо депортация, либо высшая мера наказания». Генрих-Бруно восклицает: «Депортация, без Агнессы?! Вот мой ответ!" И рвет бумагу. Начальник гарнизона крутит пальцем у виска и ведет его к Генриху VI. Генрих в это время беседует с герцогом Бургундским. Входит начальник гарнизона и говорит: «Уперся, уезжать без Агнессы не хочет». Генрих орет: «Да убейте вы его наконец! Расстреляйте, отравите, хоть что-то сделайте, он мне срывает процесс переговоров". Герцог встает и прерывает его: "Минуточку, этот ваш заключенный меня оскорбил, поэтому, если он должен умереть, то умрет он от моей руки: я должен осуществить vendetta! Через час – дуэль!». Генрих, который, видимо, сильно надеялся, что Корелли выберет ссылку, в легком шоке из-за того, что все так сложилось и цедит брату сквозь зубы: «Он в твоих руках - и чтоб я его больше не видел! (Egli e' in tua man, ch’io non lo veda piu!) Или убей-ка ты его по дороге, а потом возьми – и напади на армию его отца». Филипп слушает вполуха, у него только одно в голове: Можно наконец спасти Генриха-Бруно! Но куда там, не на того нарвались! Генрих-Бруно ликует, его же ждет дуэль! А присутствующие князья, как я поняла, "Хоть сейчас" были готовы отправиться в Сицилию. Но вот разборки с Генрихом Львиное Сердце - это личная головная боль императора, поэтому они категорически несогласны на депортацию, да и вообще они Генриха не любят, поэтому подзуживают Корелли на дуэль, открывая ему, что Агнессу отправили в монастырь. Единственный человек, который уговаривает маньячного принца плюнуть на всё и поберечь себя ради отца – Филипп, но, поскольку хоровые сцены исполняются одновременно с соло, то его никто не слышит. Сцена заканчивается перебранкой хора с императором и стенаниями остальных.
Следующая картина. Агнесса сидит с матерью и архиепископом в монастырской капелле. Женщины жалуются на мужа и отца-тирана, архиепископ (Арнольд ван Милл) утешает их басом, - как уж может. Звучит хорошо и убедительно, хотя как англофон или германец не удваивает согласные. Приходит Корелли, сообщая, что у него друг в тюремной охране и, в общем, выходить не мешает. Все они долго плачут, потом вдруг Ирменгарде что-то приходит в голову, она вскакивает, протягивает руки к небу, и в присутствии архиепископа кричит, что данным ей Богом правом она соединяет судьбы присутствующих девицы и молодого человека и объявляет их мужем и женой. Архиепископ говорит, типа, ну ладно, присоединяюсь к поздравлениям. Ликование молодых, называющих друг друга с этого момента «мио спозо» и «мия споза» и обещающих друг другу умереть ради любви. Но тут входит Герцог Бургундский и набрасывается на Филиппа, который, оказывается, тоже все это время был в капелле, - за то, что он позволяет всяким прохвостам шнырять по апартаментам невесты французского короля. Генрих-Бруно налетает на герцога. Взявшиеся откуда-то монахини в ужасе начинают молиться на латыни, сбежавшийся народ тоже крестится и молится вслух на итальянском. А архиепископ пытается разнять дерущихся и кричит, что не позволит им осквернять храм, устраивая в нем побоище. Но драка продолжается.

#3 Naty

Naty

    Заслуженный ветеран

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 2 333 сообщений
  • Интересы:Авторское кино, музыка, астрономия, спать и видеть сны.

Отправлено 06 Июнь 2008 - 21:57

Акт III
Видимо во время антракта герцога и Генриха-Бруно все-таки разняли. В церкви сидят Ирменгарда и Агнесса. Заходят придворные дамы и говорят, что они будут убирать невесту, а потом поведут ее к алтарю (в Париж в подвенечном платье пешком?) Ирменгарда выслушивает хор, затем говорит, что невесту она приведет сама. Дамы уходят, а она впускает Генриха-Бруно, который приносит радостную весть: он подготовил побег для теперь уже жены в Баварию, где его отец предоставит невестке политическое убежище. «А ты?» – спрашивает Агнесса. "Io voglio e posso cio' che comanda il mio onor!" – отвечает он. Агнесса и свекровь его мягко упрекают, а он им в третий раз про честь, но добавляет, что фара риторно витториозо.
В общем, терцет «эта песня хороша – начинай сначала». В конце концов все-таки приходят к соглашению, что если молодые убегут в Баварию, а уже потом Генрих-Бруно пойдет под знамена своего отца, то это будет считаться урегулированием вопросов чести. Поэтому он соглашается и отбывает с Агнессой в Баварию.

А во дворце тем временем начинается (возобновляется?) бал. Генрих VI объявляет программу вечера:
1. Балет.
2. Дуэль по правилам.
И спрашивает, где противник. Выходит Филипп, откланивается и говорит, что перчатку поднимал он, следовательно он и есть противник. Герцог возмущается: он вызывал на дуэль совершенно другого человека. «Не понял! – прерывает обоих император. – Я тебе поручал его охранять или не тебе?! Ты куда его дел, ну-ка отвечай!!! Герцог, который вообще что-либо перестал понимать, перебивает Генриха и говорит: «Ну мне хоть с кем-то драться надо, а то как честь Франции?! Разрешите тогда ему!» «Ну и сволочь же ты!» - шепчет брату Генрих, но вслух возвещает: «Ну, если Вы хотите – пожалуйста!»
Начинается выяснение технико-правовых деталей дуэли с судьями, но тут французские рыцари вводят в зал Агнессу с Генрихом-Бруно. Натурально, этот парень не может уйти дальше ворот замка!
Оказалось, что их поймали при попытке к бегству, о чем тут же докладывают собравшимся.
- Я? Бежал?! – удивленно восклицает Генрих-Бруно. – Да никогда!!! Я собирался на дуэль!
Начинается дуэль. Кто кого побеждает – непонятно, все орут, особенно старается хор придворных дам. Видимо, Г.-Б начинает теснить герцога, т.к. тут вперед выступают опять-таки французские рыцари и говорят: «Руки прочь от короля Франции!» У хора отваливает челюсть, Генрих VI вскакивает с трона, никто ничего не понимает, Генрих-Бруно падает на колени и восклицает: Какой же я подлец, о, Маеста, а ведь Вы так заступались за меня в первом акте!». А король Франции, довольный произведенным эффектом, говорит себе «Какой я все-таки добрый, надо бы убить, а не могу!»Тут хоры, очнувшись, начинают умолять старшего Генриха простить Корелли. Он не хочет, обзывает дочь потаскухой, используя правда, эвфемизм. Жена на него набрасывается и кричит, чтобы он попридержал язык: его дочь состоит в законном браке. Генрих в ступоре, хватает за горло архиепископа, тот кивает на Господа Бога, Ирменгарда виснет на руке мужа, который не может успокоиться и орет: «В монастырь!».
Тогда она обращается к хору князей:
-А вы куда смотрите?
- А что мы? -отвечает хор.- Мы вообще-то собрались на Сицилию. Ну да ладно. И присоединившись к архиепископу, начинают упрекать Генриха, напоминая, что пальцы веером разводить надо на поле боя. Начинается долгая и нудная перебранка всех со всеми. В тот момент, когда пытающийся переспорить хор Гуэльфи практически зашел в тупик, на сцене появляется сам Генрих Львиное Сердце (Ансельмо Кольцани) и говорит типа, ну чё, не ждали? А я тут мускулы поднакачал и взял Майнц, пока вы выясняли на чем драться – на рапирах или кухонных ножах. Вот, слушайте, как там мои ребята по плацу маршируют. И звучит убедительным баритоном – ну не так мощно и аристократично как Гуэльфи и не так благородно, как Маскерини, но, в общем, отлично.
Бурное ликование всех, кроме Генриха Шестого, который, однако, соединяет руки Генриха-Бруно и Агнессы и говорит в сторону: «Чего не сделаешь, чтобы трон сохранить».

Хэппи энд


Нота бене: в опере очень много хоровых сцен и хорового пения, накладывающегося на сольное. Поэтому значительную часть времени мы слышим солистов накрытым, поющими форте. Гуэльфи в прекрасной форме. Альбанезе мне напомнил Поджи, но с более красивым тембром и фразировкой а ля Пиппо. Маскерини похож на себя в «Карлосах».

#4 Маркиза Аттаванти

Маркиза Аттаванти

    Ghost (иногда они возвращаются)

  • Аксакал
  • PipPipPip
  • 1 711 сообщений
  • Город:Русская Вандея
  • Интересы:Этторе Бастьянини, Руджеро Раймонди, Зинка Миланова, Рената Тебальди, ... баритоны ;-)

Отправлено 06 Июнь 2008 - 22:13

"В мемориз!" (с)
Изображение
Четыре баритона - это сила!
"Не первый раз сталкиваюсь с Каллас". дилетант. 4.08.08.

#5 Кактус

Кактус

    Заслуженный ветеран

  • Главные администраторы
  • PipPipPipPip
  • 11 331 сообщений

Отправлено 06 Июнь 2008 - 22:15

Ай, не могу! Сперва сдерживался (ночь все-таки), потом не выдержал - просто РЖАЛ в голос!!! :rofl: :rofl: :rofl: Нати памятник в полный рост и бюст на родине! :w00t11: Это потрясающе!!!! В Нетленку, адназначна!! :im34:
Мечты должны сбываться. А то я начинаю нервничать.

#6 Sydney

Sydney

    Ветеран

  • Аксакал
  • PipPipPip
  • 1 557 сообщений

Отправлено 06 Июнь 2008 - 22:22

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ!!! ДИВНАЯ, ЧУДНАЯ, ПРЕКРАСНАЯ НАТИ, ОБОЖАЮ, ЦЕЛУЮ РУЧКИ! СПАСИБО!!!

:pig_ball: :qu: :019:

Изображение
Искусство в любой его форме несет некий смысл, который хотел сказать автор. (с) Sarastro, 11.07.10

#7 Grace Pool

Grace Pool

    Ветеран

  • Аксакал
  • PipPipPip
  • 1 988 сообщений
  • Город:Торнфилд

Отправлено 06 Июнь 2008 - 22:53

Нати, потрясающе! :027: :027: :027: :wub: Талантище не зароешь!
Я смотрю на мир голубыми глазами через розовые очки, поэтому мне все фиолетово.

#8 Fiordi

Fiordi

    Новичок

  • Новички
  • Pip
  • 21 сообщений

Отправлено 07 Июнь 2008 - 11:24

Naty,
Спасибо!!! Вот это рассказ!

#9 Naty

Naty

    Заслуженный ветеран

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 2 333 сообщений
  • Интересы:Авторское кино, музыка, астрономия, спать и видеть сны.

Отправлено 07 Июнь 2008 - 15:26

Спасибо всем большое. Это был такое длинное и нудное изложение того, что там происходит. Чтобы понять некоторые вещи, мне пришлось читать учебник по истории. Многое не поняла все равно, например, изменение отношения французского короля к Генриху-сыну (он же Бруно). Я даже не поняла, узнал ли он его вообще. Но вот сейчас на очереди у меня еще одна "Агнесса", и там можно будет отчитаться коротко и по сути. :015:

#10 Кактус

Кактус

    Заслуженный ветеран

  • Главные администраторы
  • PipPipPipPip
  • 11 331 сообщений

Отправлено 07 Июнь 2008 - 15:59

Но вот сейчас на очереди у меня еще одна "Агнесса", и там можно будет отчитаться коротко и по сути. :015:

Это какая такая?
И нифига ж себе нудное... Побольше бы такой скукотищщи! :crazy:
Мечты должны сбываться. А то я начинаю нервничать.

#11 Леонора

Леонора

    Заслуженный ветеран

  • Заслуженные ветераны
  • PipPipPipPip
  • 4 711 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 07 Июнь 2008 - 17:38

Нати, какая вы молодец!:) :give_rose: :give_rose: :give_rose: Оказывается, там еще и хэппи-энд :w00t11:

#12 Naty

Naty

    Заслуженный ветеран

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 2 333 сообщений
  • Интересы:Авторское кино, музыка, астрономия, спать и видеть сны.

Отправлено 07 Июнь 2008 - 18:50

Но вот сейчас на очереди у меня еще одна "Агнесса", и там можно будет отчитаться коротко и по сути. :015:

Это какая такая?
И нифига ж себе нудное... Побольше бы такой скукотищщи! :crazy:


Ну с Петри. Там фсё будет не так!

#13 Naty

Naty

    Заслуженный ветеран

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 2 333 сообщений
  • Интересы:Авторское кино, музыка, астрономия, спать и видеть сны.

Отправлено 07 Июнь 2008 - 18:55

Нати, какая вы молодец!:) :give_rose: :give_rose: :give_rose: Оказывается, там еще и хэппи-энд :w00t11:


"Агнесса" - жутко пафосная на самом деле. Я хотя буквоедов и обидела, но там бельканто в их понимании нет (украшения практически отсутствуют, места солистам мало, очень все эпично как-то и отдает греческой трагедией, хотя и с хорошим концом). Спонтини-то всерьез писал. Я поначалу честно всерьез слушала. Но потом, когда Корелли начал ходить по замку туда-сюда, стало смешно очень.

#14 чучело-чумичело

чучело-чумичело

    коэффициент 1,43

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 2 017 сообщений

Отправлено 07 Июнь 2008 - 18:58

Нати, а не возникло чуйства, что эту оперу на немецком спеть - было б органичнее? Там по моему фраз то итальянских по мелодике нету.

#15 Кактус

Кактус

    Заслуженный ветеран

  • Главные администраторы
  • PipPipPipPip
  • 11 331 сообщений

Отправлено 07 Июнь 2008 - 19:02

Ну с Петри. Там фсё будет не так!

Ха! Мне эта запись в первый раз птичий базар напомнила :crazy: При том, что очень понравилась. :019:
(в глубине души жду атчода и скребу коврик от нетерпения :blush2: )
Мечты должны сбываться. А то я начинаю нервничать.

#16 Naty

Naty

    Заслуженный ветеран

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 2 333 сообщений
  • Интересы:Авторское кино, музыка, астрономия, спать и видеть сны.

Отправлено 07 Июнь 2008 - 19:45

Нати, а не возникло чуйства, что эту оперу на немецком спеть - было б органичнее? Там по моему фраз то итальянских по мелодике нету.


В нескольких местах есть, в женских партиях. Ну, не итальянские, но и не сказать, что немецкие. А хоры, мужчины, имхо император весь - прямо с самого начала - это да, натуральная дойче опер.
Переслушивать буду - обращу внимание. Но у меня тут с Монсеррат лежит, а там теток зафьоритурили и замаскировали под Италию так, что основной мелодической линии не слышно иногда. А у мужчин всё так же.

#17 provansal

provansal

    брр!

  • Заслуженные ветераны
  • PipPipPipPip
  • 3 062 сообщений
  • Пол:---
  • Интересы:Помилуйте, откуда?...

Отправлено 08 Июнь 2008 - 16:10

Надо же, вчера читала письма Малера. Он жутко хвалил эту оперу. Послущать что ли? Правда бумбокс накрылся. Спасибо, Нати, хотя бы знаю о чем речь. :idol:
"...история вокала берет начало от победного вопля пещерного человека, задушившего голыми руками пещерного медведя. Лучше этого никогда и никто не пел." (Гайдамак 30 октября 2007)

#18 Mare

Mare

    Заслуженный ветеран

  • Аксакал
  • PipPipPipPip
  • 3 080 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 08 Июнь 2008 - 17:13

Ой, Нати!!!!!
Спасибо за подарок! Давно не получала такого замечательно желанного. А то слушаю-слушаю и ничего не понимаю, как ни напрягаю фантазию. Теперь буду слушать со смыслом!
Ура Нати!!!!! Эти маки - Вам.

Прикрепленные изображения

  • ____.JPG


#19 Sarastro

Sarastro

    Ветеран

  • Аксакал
  • PipPipPip
  • 1 718 сообщений
  • Пол:Не скажу

Отправлено 09 Июнь 2008 - 06:08

Нати :give_rose: ,
вы ведь эту Агнессу выкладывали, да? Я её на дискУ записал и теперь с вашим синопсисом слушать буду. :pesnia: Прямо сейчас же.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей