Пух, а все вышесказанное в равной степени применимо и к девочкам, и к мальчикам? Насчет мальчиков все понятно - мутация и т.д., а что с девочками? Вроде у них голос так заметно не меняется.
во-первых, все-таки меняется, хоть и не так заметно, а главное, способен ли детский организм выдерживать полную нагрузку? Смотря какие задачи ставить - в конце концов под обучением пению мы понимаем не только подготовку к исполнению оперных партий на сцене - ведь просто работа над интонацией, выразительностью пения, общемузыкальное развитие возможны в любом возрасте и никогда не помешают в будущем, даже хорошо, если эти навыки начать тренировать уже в достаточно раннем возрасте, тогда, когда собственно постановка голоса еще невозможна в полном объеме. С другой стороны, ясно, что есть очень яркие исключения, которые разрушают многие представления соотношении певческих нагрузок и физическим развитии или состоянии поющего. Есть и дети, обладающие некоторыми параметрами, которых и взрослые не всегда достигают и ... инвалиды, которых "
обвинить" в физическом совершенстве невозможно - Лемешев, певший много лет с одним легким, Луиз Маршалл, прикованная к креслу или Томас Квастхов - все приеры того, что физического здоровья для пения недостаточно.
У детских голосов, даже самых выдающихся есть и тембровые различия с взрослыми и целый ряд других показателей. Посмотрите, например, у Морозова, он приводит (в разных книгах) очень красноречивые графики (будь-то сила голоса, обертоновый состав, вибрато и т.д....). Детскому голосу еще редко доступны резонаторные ощущения взрослых и соответственно трудно учить детей обращаться с регистрами, отсюда и сравнительная ограниченность диапазона - считается, что у детей (естественно, проющих и достаточно развитых в этом отношении) диапазон охватывает как правило полторы октавы.
Но, возможно я сам себе сейчас противоречу, однако хоть
Платон мне друг, но сказать надо. Есть один аспект, который дает поющему ребенку преимущество, которое трудно переоценить - слух. Известно, что дети слушат кораздо более щирокий диапазон звуков, особенно сверхвысоких. Так вот, я отчетливо помню, что в детстве слышал у хороших певцов призвук, как бы свист, объяснения которому я тогда не находил, однако, совершенно четко уже тогда сопоставлял, что этот свист тем сильнее, чем лучше певец... Как я сейчас понимаю это была высокая певческая форманта (ВПФ), которую я уже давно не слышу, однако определяю скорее по косвенным признакам. Вместе с тем, само понятие ВПФ - важнейший элемент для образования певца и было бы наверное заманчивым использовать свойства детского слуха для того, чтобы это понятие до обучаемого донести...