Вот только что вернулся с концерта. В стольном городе Метце, в концертном зале "Арсенал" (то есть там же, где проходит наша конференция) всех нас пригласили на концерт некоего современного композитора по имени Доминик Делаош. Указанный композитор (довольно молодой парень) представлял свой опус под названием Surchauffe, то есть по-нашему, по-простому - перегрев. Ну то есть перегрев натуральный. Ничего плохого не могу сказать относительно оркестра Лотарингии, который был ангажирован для этого представления. Но этот композитор вдобавок к симфоническому оркестру задействовал еще и кучу новоизобретенных электронных инструментов, на которых играли "музыканты", расположившиеся отдельно за каким-то прилавком, причем у каждого перед носом был планшет, по которому они исступленно водили - кто пальцем, а кто стилусом. Получилось... как сказать, не то что забавно и не то что любопытно. Но как-то загадочно. Сперва я пытался понять, в каком размере идет опус. В этих попытках мне преуспеть не удалось. Потом я решил, что дирижер лучше знает, какой размер и стал смотреть на дирижера. И тоже безуспешно. Общую дсгармонию оживил композитор, который в разгар исполнения вдруг прокрался к микрофону и стал выкрикивать в него пионерские кричалки на французском языке. Тут- то и образовался размер - четыре четверти. Вся эта эпОпея длилась ровно час. После этого я скорей сделал ноги в гостиницу и открыл бутылку эльзасского сильванера, употребляя который под сыр petit Tourtain я и составил настоящий отчет.
современная якобы серьезная музыка
#1
Отправлено 12 мая 2015 - 22:51
#2
Отправлено 13 мая 2015 - 07:43
А давайте договоримся , это сильно упростит взгляд на вещи : в случае , если исполнять произведение берётся серьёзный симфонический оркестр - считать это произведение потенциально серьёзным , без всяких якобы.
А вообще , интересную тему вы затронули , Борис! Проблема неприятия современного искусства не нова . Нам , как и всем прежде живущим , упорно кажется, что вот раньше всё было лучше , трава зеленее , яблоки вкуснее, а музыка музыкальнее. Значит ли это , что сочинения современных композиторов , априори , не должны иметь возможности увидеть свет? Вопрос риторический , для меня во всяком случае. Мне интересно новое и я не боюсь разочарований , поэтому с любопытством хожу , том числе , и "на новое".
Вот, к слову , в конце января присутствовала в Гевандхаусе на мировой премьере симфонической поэмы знаменитого ныне живущего итальянского композитора Fabio Vacchi . Дирижировал сам Рикардо Шайи . Произведение , написанное по заказу Гевандхауса , называлось "Лесной демон". Любопытно было послушать . Демон этот оказался мрачноватым , но в меру . Пугал , скрежетал , звенел погремушками , рассыпал с грохотом звенящие шарики , ухал и посвистывал. Ближе к концу совсем разгневался , потом его чуток отпустило и расстались мы с ним на печальной , но вполне светлой ноте. Музыка к интеллектуальному триллеру , вот , что это было. Задействован был не только симфонический оркестр ,но и большая группа ударных и всякие "генераторы специфических звуков" .
Слушалось забавно и приятственно , картинки перед глазами роились непрерывно . Эта кинематографичность роднит Vacchi с Рахманиновым. Публика приняла произведение с вострогом. Композитору и Шайи устроили долгую овацию , вызывали несколько раз.
#3
Отправлено 13 мая 2015 - 14:44
Сейчас буду позориться. Я отношусь к категории людей любящих и регулярно посещающих концерты, посвященные современной академической музыке. В Киеве плохо с более традиционной музыкой. Но такую музыку в массы продвигает совершенно потрясающее агентство "Ухо". Из самых сильных впечатлений в жизни-концерт "Кронос квартета" в Киеве в 2012. Один из моментов, когда от красоты и совершенства музыки хотелось плакать и перехватывало горло.
Музыку "Ухо" привозит разную (в смысле тенденций и направлений). Сейчас идет 2 цикла: "Архитектура голоса" и цикл сравнивающий современных украинских и не украинских композиторов (в каждом концерте по одному из каждой категории). В первом цикле разные вокальные практики-от средневековой, или народной музыки до очень-очень современных направлений исполняются в разных не очень соответствующих местах (например, бассейн или планетарий) . Вот в воскресенье иду в оранжерею ботсада слушать Neue Vocal Solisten (предлагают одеться эльфом, кто знает как это?). Если вдруг кому интересно https://www.facebook...omusic?fref=nf
Сообщение отредактировал Германт: 13 мая 2015 - 14:45
#5
Отправлено 13 мая 2015 - 14:49
У меня нет котелка, эххх. Не быть мне эльфом. А такой перелив в цвете платья обязателен?
#7
Отправлено 13 мая 2015 - 14:58
зелёный с красным. Ну это ирландские эльфы.
А если Толкиеновские - то тут главное уши Опять же в тему Уха.
Мдаааа, распущу волосы и надену веночек, у Толкиена платья (по крайней мере, в фильме) поприличнее будут. Сейчас меня высекут за флуд.
#8
Отправлено 13 мая 2015 - 15:01
зелёный с красным. Ну это ирландские эльфы.
А если Толкиеновские - то тут главное уши Опять же в тему Уха.
Мдаааа, распущу волосы и надену веночек, у Толкиена платья (по крайней мере, в фильме) поприличнее будут. Сейчас меня высекут за флуд.
Никакой это не флуд , а беседа на тему " современная музыка и её слушатели" .
#9
Отправлено 13 мая 2015 - 15:06
Из самых экзотичных проектов, которые были-ночь Филиппа Гласса. За 10 часов один пианист (Николя Горват из Франции) играет все фортепианные произведения Гласса. Очень интересно и узнаешь сколько времени способен не заснуть под достаточно однообразную музыку (4.5 часа в моем случае ). Есть, конечно, и недостатки. С таким пробегом качество начинает страдать. Кстати с этим марафоном Горват выступал в многих залах, включая Карнеги холл.
#10
Отправлено 13 мая 2015 - 16:08
Я не то чтобы про содержание, но да, чем не подходит название "современная академическая музыка"? Мы же запутаемся с определением серьёзности, да ещё и с якобы ) И наверняка найдётся много серьёзного (и точно дофига якобы серьёзного) среди современной категорически не академической музыки
#11
Отправлено 13 мая 2015 - 16:10
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#12
Отправлено 13 мая 2015 - 16:41
Я не то чтобы про содержание, но да, чем не подходит название "современная академическая музыка"? Мы же запутаемся с определением серьёзности, да ещё и с якобы ) И наверняка найдётся много серьёзного (и точно дофига якобы серьёзного) среди современной категорически не академической музыки
Именно.
#13
Отправлено 13 мая 2015 - 19:18
Абсолютно согласен. Без всяких "якобы да кабы"))))))!
Призову на память жутко вторичную, на моё "ухо", Леру Ауэрбах. И академично, и серьёзно, но не свежо. Всю дорогу ощущение занудства и что ты это уже где-то 1000 раз слышал! ("Русалочка")
К Глассу я отношусь замечательно. В основном.
Обожаю Наймана и Адеса. В-принципе привлекателен Освальдо Голихов (так?).
Послушав оперу Лубченко "Доктор Живаго", которая вполне традиционна по языку, нашёл её совершенно несовременной и плохой.
Кронос... Это - целая вселенная и моя любовь! Вот уж настоящие проводники, подвижники и адвокаты самой заковыристой и непонятной музыки. Но они - выдающиеся артисты!
#14
Отправлено 13 мая 2015 - 20:22
Послушав оперу Лубченко "Доктор Живаго", которая вполне традиционна по языку, нашёл её совершенно несовременной и плохой.
"Плохой" - понятно, это суждение ценностное. А "несовременной" - это плохо или хорошо?
У меня такое ощущение, что во всяком случае, те так плохо. Среди несовременных произведений попадаются иногда и неплохие опусы.
В сравнении с тем, что я слушал вчера, Пятая симфония Шостаковича, которую я нежно люблю (да простит меня Роман!) кажется ужасным анахронизмом. А то, что я вынес из исполнявшегося опуса - это желание композотора сделать интересно. Любопытно. Оригинально. Не так, как у других. Чтобы отличалось.
С тоской вспоминаю слова Моцарта: "Какие бы ужасные коллизии музыка ни отражала, она всегда должна оставаться музыкой, то есть услаждать слух".
Сообщение отредактировал Борис: 13 мая 2015 - 20:33
#15
Отправлено 13 мая 2015 - 21:03
Вы правы, конечно. Но куда ж деться от оценивания-то?
Несовременная в данном случае = неактуальная, что ли. Унылая.
#16
Отправлено 14 мая 2015 - 22:18
Абсолютно согласен. Без всяких "якобы да кабы"))))))!
Призову на память жутко вторичную, на моё "ухо", Леру Ауэрбах. И академично, и серьёзно, но не свежо. Всю дорогу ощущение занудства и что ты это уже где-то 1000 раз слышал! ("Русалочка")
К Глассу я отношусь замечательно. В основном.
Обожаю Наймана и Адеса. В-принципе привлекателен Освальдо Голихов (так?).
Послушав оперу Лубченко "Доктор Живаго", которая вполне традиционна по языку, нашёл её совершенно несовременной и плохой.
Кронос... Это - целая вселенная и моя любовь! Вот уж настоящие проводники, подвижники и адвокаты самой заковыристой и непонятной музыки. Но они - выдающиеся артисты!
Я пару лет назад в Мадриде слышал струнный квартет Леры Авербах.(с программным названием - что-то про свет) - мне на относительно неискушённый в современнной музыке слух (и совершенно несвежие мозги, которыми я эту музыку слушал) понравилось. Однако об оригинальности судить не могу.
José Saramago, "Memorial do Convento"
__________________________________________________________
老板
火天使
#17
Отправлено 15 мая 2015 - 07:00
Вот программные названия и вызывают у меня всегда настороженность. Это говорит о том, что композитору не хватает музыкальных средств, чтобы что-то передать слушателю, и он еще должен что-то объяснять словами. Всегда вспоминаю в этой связи блестящее описание концерта современной музыки в "Анне Карениной". Когда Левин ничего не понял в том, что исполнялось, он спросил у Свияжского "Что это было?", в ответ на что тот потряс программкой и сказал: "Вот тут все сказано. Надо следить, без этого нельзя".
#18
Отправлено 15 мая 2015 - 07:49
Вот программные названия и вызывают у меня всегда настороженность. Это говорит о том, что композитору не хватает музыкальных средств, чтобы что-то передать слушателю, и он еще должен что-то объяснять словами. Всегда вспоминаю в этой связи блестящее описание концерта современной музыки в "Анне Карениной". Когда Левин ничего не понял в том, что исполнялось, он спросил у Свияжского "Что это было?", в ответ на что тот потряс программкой и сказал: "Вот тут все сказано. Надо следить, без этого нельзя".
Черт его знает , в принципе , я никогда заранее не знакомлюсь с "концептом" , не важно идет ли речь об опере, симфоническом произведении , или о (!) картине . Но допускаю , что раз такая возможность предлагается, значит на неё есть спрос. Некоторые люди любят , чтобы им всё подробно растолковали . Не факт , что инициатива для этого "бла-бла-бла" всегда исходит от творца . И уж точно , что напрямую это не связано с качеством самого произведения.
#19
Отправлено 15 мая 2015 - 22:43
Вот программные названия и вызывают у меня всегда настороженность. Это говорит о том, что композитору не хватает музыкальных средств, чтобы что-то передать слушателю, и он еще должен что-то объяснять словами. Всегда вспоминаю в этой связи блестящее описание концерта современной музыки в "Анне Карениной". Когда Левин ничего не понял в том, что исполнялось, он спросил у Свияжского "Что это было?", в ответ на что тот потряс программкой и сказал: "Вот тут все сказано. Надо следить, без этого нельзя".
Блестящая цитата из Льва Толстого - и очень многое объясняет - о "современной музыке".
#20
Отправлено 21 мая 2015 - 20:16
Блестящая цитата из Льва Толстого - и очень многое объясняет - о "современной музы
Вот программные названия и вызывают у меня всегда настороженность. Это говорит о том, что композитору не хватает музыкальных средств, чтобы что-то передать слушателю, и он еще должен что-то объяснять словами. Всегда вспоминаю в этой связи блестящее описание концерта современной музыки в "Анне Карениной". Когда Левин ничего не понял в том, что исполнялось, он спросил у Свияжского "Что это было?", в ответ на что тот потряс программкой и сказал: "Вот тут все сказано. Надо следить, без этого нельзя".
Но ведь программные сочинения существуют как минимум полтора столетия, и за это время популярности не утратили. А классические картины? Если вы не специалист по истории, ручаюсь, множество сюжетов останутся для вас , да и для меня непонятными, не говоря уже о многих деталях, незаметных для нас, но много говорящих современникам автора. Много лет назад слушал передачу - исследования языка Пушкина. Оказывается, там есть много деталей, совершенно проходных для нас, но очень многозначительных для современников. Только один пример: Ларины переезжают в город. *...На козлах кучер бородатый...* Вроде бы случайный эпитет - бородатый. Ан нет! В то время, оказывается, кучерами сажали подростков, обучая их этому с детства, и *кучер бородатый* означает, что Ларины много лет никуда не выезжали, почему у них и не оказалось молодого кучера. Та же музыка Грига к *Пер Гюнту*, не имея программы, тем не менее имеет названия каждого эпизода, позволяющие настроить себя на соответствующее восприятие. А уж для начинающих любителей пояснения необходимы. При этом, конечно, каждый волен воспринимать музыку по своему.
#21
Отправлено 08 июня 2015 - 19:45
Блестящая цитата из Льва Толстого - и очень многое объясняет - о "современной музы
Вот программные названия и вызывают у меня всегда настороженность. Это говорит о том, что композитору не хватает музыкальных средств, чтобы что-то передать слушателю, и он еще должен что-то объяснять словами. Всегда вспоминаю в этой связи блестящее описание концерта современной музыки в "Анне Карениной". Когда Левин ничего не понял в том, что исполнялось, он спросил у Свияжского "Что это было?", в ответ на что тот потряс программкой и сказал: "Вот тут все сказано. Надо следить, без этого нельзя".
Но ведь программные сочинения существуют как минимум полтора столетия, и за это время популярности не утратили. А классические картины? Если вы не специалист по истории, ручаюсь, множество сюжетов останутся для вас , да и для меня непонятными, не говоря уже о многих деталях, незаметных для нас, но много говорящих современникам автора. Много лет назад слушал передачу - исследования языка Пушкина. Оказывается, там есть много деталей, совершенно проходных для нас, но очень многозначительных для современников. Только один пример: Ларины переезжают в город. *...На козлах кучер бородатый...* Вроде бы случайный эпитет - бородатый. Ан нет! В то время, оказывается, кучерами сажали подростков, обучая их этому с детства, и *кучер бородатый* означает, что Ларины много лет никуда не выезжали, почему у них и не оказалось молодого кучера. Та же музыка Грига к *Пер Гюнту*, не имея программы, тем не менее имеет названия каждого эпизода, позволяющие настроить себя на соответствующее восприятие. А уж для начинающих любителей пояснения необходимы. При этом, конечно, каждый волен воспринимать музыку по своему.
Не кучер бородатый, а форейтор. Кучер как раз должен быть опытным и, следовательно, бородатым. И сидит на передке кареты. А форейтор должен быть легким пацанчиком и сидеть на одной из лошадок, запряженных цугом. А вообще, это очень известный факт из ЕО, многократно замусоленный в различных комментариях.
А вот в том же ЕО есть такие слова:
Сообщение отредактировал Борис: 08 июня 2015 - 19:46
#22
Отправлено 23 июня 2015 - 21:29
В пятницу собираюсь на вот такое https://www.facebook...54789887904938/
#23
Отправлено 24 июня 2015 - 13:29
А вот в том же ЕО есть такие слова:
Люблю я дружеские вракиИ дружеский бокал винаПорою той, что названаПора меж волка и собаки.Вот эта самая пора меж волка и собаки была загадкой для меня довольно долго, пока я не прочитал обстоятельного комментария Набокова к ЕО. Оказывается, это сумеречное время, в течение которого усталый пастух, уводящий стадо с пастбища, может попутать свою собаку с пришлым волком, покушающимся на отбившуюся овечку.
Гы. У французов есть почти буквально соответствующее выражение, только с переменой мест слагаемых - "entre chien et loup". Буду знать, откуда оно есть пошло.
José Saramago, "Memorial do Convento"
__________________________________________________________
老板
火天使
#24
Отправлено 24 июня 2015 - 14:44
Гы. У французов есть почти буквально соответствующее выражение, только с переменой мест слагаемых - "entre chien et loup". Буду знать, откуда оно есть пошло.
Так насколько я знаю, АС Пушкин именно из этой хранцузской поговорки заимствовал данный образ
#25
Отправлено 28 июня 2015 - 00:39
Германт, расскажите, пожалуйста, о концерте. Делали ли фотографии внутри "тарелки"? Было ли вступительное слово перед концертом?
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей