Знаешь, дорогой, ты рассуждаешь, как молодой чел. Вот будет тебе столько, сколько хотя бы мне - тогда поговорим про "разводящую трагедию Еву"...Ты про раннего Караяна?
Потому что, сам Караян. Слишком энергично и тотально витально))).
Вероятно, как спектакль, это проходит. Но, как "слушанье", - только в виде уникального документа. ИМХО. (Я, например, предпочту фуртвенглеровскому "Дону" много-много других. По причинам того, что нахожу такое обращение с музыкой Моцарта устаревшим.)
Два десятка записей "Нюрнбергских мейсерзингеров" - нереально! Жизни не хватит. Это только их и надо слушать.
Но о перечисленных мною записях мнение составлено. Да. Их есть у меня! (Кроме байрейтского Баренбойма, которую я отлично знаю, ибо слушал не раз и не два.)
А оперу эту я очень люблю. И люблю за "трагическое ощущение течения жизни": Сакс-Ева, Сакс-Вальтер, Вальтер-Ева. Что-то (очень мощное, сильное, идейно-философское) тем не менее отступает перед абсолютно стихийной природной объективностью! И это не доброе, старое "уступить молодости". Это отступление в борьбе, в силе, в осознании того, что в-принципе ты мог бы и победить. В каком-то смысле, жертва!
Ну, как-то так!
(Двум выдающимся певцам идейный дух этой оперы оказался очень близок. Я говорю о Николае Гедде и Фишере-Дискау. Оба её знают наизусть, цитируют монологи Сакса... И для обоих эта опера про них. Про то, что чувствует сильный, значительный, авторитетнейший лидер, когда приходит время подвинуться.)
Саша, как ты думаешь, что в действительности значит слово "Wahn" (здесь - буквально "бред" или "безумство") в монологе "Wahn, überall Wahn!"? У меня сильное подозрение, что оно здесь вместо слова "Liebe" или "Minne". И этот монолог, кстати, заканчивается в таком приподнятом до-мажоре и ваще оптимистично.
"Трагического ощущения течения жизни" в отношениях Вальтера и Евы я не вижу в упор, не вижу их и в отношениях Сакса и Вальтера, по крайней мере со стороны последнего. Сакс-Ева - да, есть что-то (но для этого надо было бы именно Сакса перечитать), но не исключительно. А так Сакс очень умно говорит разводящей трагедию Еве, что не хочет для себя счастья короля Марка (и Вагнер тут для тех, кто ещё не понял, цитирует из "Тристана и Изольды").
Как я вижу, у Сакса много общего с Вотаном - но Вотан держался за власть дольше, чем нужно, а Сакс его мудрее. Во-первых, для него главное не власть, а искусство - поэтому в его отношениях с Вальтером ровным счётом никакой горечи (или он её при Вальтере никогда не проявляет, потому что чувствует родственную душу), и поэтому он Вальтера призывает к порядку, когда тот, получив награду (Еву), говорит, что без титула мастера обойдётся - мол, это непочтительность. Поэтому его последние слова - "чтите ваших немецких мастеров" (интересно, что значит wälsch?), а последние слова хора (и всех остальных) - "Слава Саксу!".
Бекмессер слишком карикатурен - это пародия на Альбериха или Миме, когда те стремятся прыгнуть выше головы. Музыкальные выразительные средства практически одни и те же и даже лексика ("garstig").
Сакс безусловно мудр. Сакс безусловно довольно далёк от условностей средневековой королевской марьяжной политики, но Сакс безусловно переживает очень сильно!
Я не знаю язык и поэтому сужу, так сказать, "на слух" и по ощущениям, которые - права Арася - даёт мне исполнитель! Так вот, ни один нормальный Сакс не равнодушен, ни у одного самоирония не выходит на передний план, ни один не циничен. Интонационно это очень чувствуется.
И здесь именно о том самом - о проходящем, о том, что ушло в "страну несбывшегося" (А. Грин). Даже рассуждения о немецком духе, скажем, у Ван Дама звучат в виде довольно нервного внутреннего ДИАЛОГА с самим собой!
Я спорить не буду, ибо ты начнёшь бить (фигурально) меня партитурой и либретто. А это больно!
В ответ я могу тебя легко тюкнуть своими СЛУШАТЕЛЬСКИМИ ощущениями!