Клуб любителей Брамса
#27
Отправлено 29 марта 2011 - 06:30
#28
Отправлено 29 марта 2011 - 07:39
Наверное, Крол. Там есть и цитаты и парафраз на бетховенские темы. Узнаваемо, но очень элегантно, качественно и стильно. Спасибки старику Брамсу!Это Брамсову первую симфонию называют 10-й симфонией Бетховена?
#29
Отправлено 29 марта 2011 - 07:40
#30
Отправлено 29 марта 2011 - 07:43
Венгерские танцы? Вот этого я уже не услышалМне все понравилось, кроме биса. Он там был лишним :о
#31
Отправлено 29 марта 2011 - 08:03
#32
Отправлено 29 марта 2011 - 08:12
да, это сравнение принадлежит БюловуЭто Брамсову первую симфонию называют 10-й симфонией Бетховена?
#33
Отправлено 29 марта 2011 - 09:10
да. сломали эмоциональный контент. вся программа была торжественно-трагичная.Мне все понравилось, кроме биса. Он там был лишним :о
#34
Отправлено 29 марта 2011 - 11:28
я тоже!Рад за Маню.
МАНЯ, поздравляю!!!
#35
Отправлено 29 марта 2011 - 15:58
Мне Венгерский танец ничего не сломал... В Первой симфонии далеко не все трагично, а потому танец, к тому же отделенный аплодисментами и выходами на поклон, не прозвучал для меня диссонансом. Я его восприняла именно как бис, за рамками программы.
#36
Отправлено 29 марта 2011 - 16:35
парафразы и тематическое родство здесь совершенно не причем. Речь не о кальке, а о продолжении линии, не о прямой похожести, а о развитии симфонизма.Я парафраза на тему Бетховена что-то не услышала (это никак не означает, что ее там не было или не могло быть), а вот один "вздох", как мне показалось, потом всплывает в Четвертой симфонии (опять же это может быть моей фантазией...). Высказывание Бюлова, мне кажется, относится к общему духу симфонии.
Мне Венгерский танец ничего не сломал... В Первой симфонии далеко не все трагично, а потому танец, к тому же отделенный аплодисментами и выходами на поклон, не прозвучал для меня диссонансом. Я его восприняла именно как бис, за рамками программы.
кстати о бисе, много лет назад Мравинский на бис к вполне серьезной программе (5 Глазунова и что-то еще, за давностию забытое) сыграл антракт к 4 действию "Кармен"... прозвучало весьма неожиданно, но у меня в памяти отпечаталось навсегда...
#37
Отправлено 29 марта 2011 - 17:09
#38
Отправлено 29 марта 2011 - 18:59
Да нет, Пух. Первую симфонию действительно недаром называют 10 -ой Бетховена. Кто как, а я услышал и парафраз, и цитаты! Калька - слишком грубо для такого гения, как Брамс. Так вплести узнаваемые бетховенские мелодические ходы в свою ПЕРВУЮ симфонию мог только очень умный Гений!И о прямой похожести, когда речь идёт о парафразе, естественно, никто не говорит.парафразы и тематическое родство здесь совершенно не причем. Речь не о кальке, а о продолжении линии, не о прямой похожести, а о развитии симфонизма.Я парафраза на тему Бетховена что-то не услышала (это никак не означает, что ее там не было или не могло быть), а вот один "вздох", как мне показалось, потом всплывает в Четвертой симфонии (опять же это может быть моей фантазией...). Высказывание Бюлова, мне кажется, относится к общему духу симфонии.
Мне Венгерский танец ничего не сломал... В Первой симфонии далеко не все трагично, а потому танец, к тому же отделенный аплодисментами и выходами на поклон, не прозвучал для меня диссонансом. Я его восприняла именно как бис, за рамками программы.
кстати о бисе, много лет назад Мравинский на бис к вполне серьезной программе (5 Глазунова и что-то еще, за давностию забытое) сыграл антракт к 4 действию "Кармен"... прозвучало весьма неожиданно, но у меня в памяти отпечаталось навсегда...
Что касается Венгерского танца, то опять же - кому как! Для меня вообще данная бисовка абсолютно лишняя и по сути, и по идее.
#39
Отправлено 29 марта 2011 - 19:03
ну, разве что, если сам Вагнер... однако не думаю, что Бюлов стал бы Вагнеру такой комплимент делать... так что останемся при Брамсе.Да нет, Пух. Первую симфонию действительно недаром называют 10 -ой Бетховена. Кто как, а я услышал и парафраз, и цитаты! Калька - слишком грубо для такого гения, как Вагнер. И о прямой похожести, когда речь идёт о парафразе, естественно, никто не говорит.парафразы и тематическое родство здесь совершенно не причем. Речь не о кальке, а о продолжении линии, не о прямой похожести, а о развитии симфонизма.Я парафраза на тему Бетховена что-то не услышала (это никак не означает, что ее там не было или не могло быть), а вот один "вздох", как мне показалось, потом всплывает в Четвертой симфонии (опять же это может быть моей фантазией...). Высказывание Бюлова, мне кажется, относится к общему духу симфонии.
Мне Венгерский танец ничего не сломал... В Первой симфонии далеко не все трагично, а потому танец, к тому же отделенный аплодисментами и выходами на поклон, не прозвучал для меня диссонансом. Я его восприняла именно как бис, за рамками программы.
кстати о бисе, много лет назад Мравинский на бис к вполне серьезной программе (5 Глазунова и что-то еще, за давностию забытое) сыграл антракт к 4 действию "Кармен"... прозвучало весьма неожиданно, но у меня в памяти отпечаталось навсегда...
Что касается Венгерского танца, то опять же - кому как! Для меня вообще данная бисовка абсолютно лишняя и по сути, и по идее.
Но, шутки в сторону... уж коли возражаете, тогда прошу конкретные примеры на стол!
#40
Отправлено 29 марта 2011 - 19:31
#42
Отправлено 29 марта 2011 - 20:46
(Я просто который день уже в космосе после прослушивания байройтского Кольца 55 года с Кайльбертом...)
#43
Отправлено 29 марта 2011 - 23:50
- Разительное сходство гимнической темы финала у Брамса с мелодией гимна "К радости" у Бетховена признавал сам Брамс, при этом он говорил, что это "даже ослу понятно".
- "...хаотический мир бетховенской Девятой, который по-прежнему не отпускал его и который он по-своему пытался обуздать с помощью формы ... - все это объясняет известную странность Первой симфонии, позволяя видеть в ней вопреки времени ее создания (Брамсу исполнилось сорок четыре, когда он ее опубликовал), переходное произведение".
- "...еще больше бросается в глаза общее развитие мысли в этом произведении, которое, по необходимости несколько упрощая, можно охарактеризовать словами "От мрака к свету" или "Борьба и Победа" и которое недвусмысленно следует образцу Пятой и Девятой симфоний Бетховена".
- Галь цитирует Бильрота, который, когда Брамс познакомил его с партитурой, заметил: Изучая партитуру, я все отчетливей видел, что в основе симфонии лежит движение настроений, в своем итоге сходное с итогом Девятой Бетховена".
- эти настроения заложены в самой сути бетховенского симфонизма, к которому непосредственно примыкает симфонизм Брамса. Но, замечает Галь, все дело в том, что Бетховен - идеалист и убежденный оптимист, а вот Брамс - скептик-писсемист... И финал его Первой не вырастает из музыки всей симфонии, а "выглядит как добавочная блестящая концовка" - это цитата из письма Клары Шуман к Брамсу. Ликование у Брамса не получилось... "Ликующая нота, на которой оканчивается финал, есть результат самообмана. В финале более ощутима воля к радости, нежели подлинная радость" - так считает Г.Галь.
А мне, когда слушала финал, казалось, что Брамс несколько раз "заходил на посадку", прежде, чем приземлился с этой нотой: он кружил, кружил, кружил...
#44
Отправлено 30 марта 2011 - 06:33
#45
Отправлено 30 марта 2011 - 08:25
так все верно: развитие мысли "От мрака к свету", движение настроений, гимничность темы финала - этого никто и не отрицает, но это все еще далеко не цитаты...Залезла в разбор Первой симфонии, который делает Ганс Галь. Так интересно! Вот, что он, в частности, пишет:
- Разительное сходство гимнической темы финала у Брамса с мелодией гимна "К радости" у Бетховена признавал сам Брамс, при этом он говорил, что это "даже ослу понятно".
- "...хаотический мир бетховенской Девятой, который по-прежнему не отпускал его и который он по-своему пытался обуздать с помощью формы ... - все это объясняет известную странность Первой симфонии, позволяя видеть в ней вопреки времени ее создания (Брамсу исполнилось сорок четыре, когда он ее опубликовал), переходное произведение".
- "...еще больше бросается в глаза общее развитие мысли в этом произведении, которое, по необходимости несколько упрощая, можно охарактеризовать словами "От мрака к свету" или "Борьба и Победа" и которое недвусмысленно следует образцу Пятой и Девятой симфоний Бетховена".
- Галь цитирует Бильрота, который, когда Брамс познакомил его с партитурой, заметил: Изучая партитуру, я все отчетливей видел, что в основе симфонии лежит движение настроений, в своем итоге сходное с итогом Девятой Бетховена".
- эти настроения заложены в самой сути бетховенского симфонизма, к которому непосредственно примыкает симфонизм Брамса. Но, замечает Галь, все дело в том, что Бетховен - идеалист и убежденный оптимист, а вот Брамс - скептик-писсемист... И финал его Первой не вырастает из музыки всей симфонии, а "выглядит как добавочная блестящая концовка" - это цитата из письма Клары Шуман к Брамсу. Ликование у Брамса не получилось... "Ликующая нота, на которой оканчивается финал, есть результат самообмана. В финале более ощутима воля к радости, нежели подлинная радость" - так считает Г.Галь.
А мне, когда слушала финал, казалось, что Брамс несколько раз "заходил на посадку", прежде, чем приземлился с этой нотой: он кружил, кружил, кружил...
#46
Отправлено 30 марта 2011 - 22:13
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей