Когда перестали писать кабалетты?
#1
Отправлено 04 сентября 2010 - 11:58
Опера Пуччини с кабалеттой немыслима.
Поправьте меня - если я таки ошибаюсь.
В операх Верди как раз и произошёл этот переход: в Набукко практически у всех главных героев есть по кабалетте - и не одной у некоторых - а в Отелле никаких кабалетт, один вахнер.
Так вот, в какой опере Верди прозвучала последняя кабалетта? Может, это и будет знаменовать символическое окончание кабалеттошной эпохи...
Буйный рост и цвет даёт!
Так отдаст родному войску
Мощь свою народ!!!
___________________
Не розан в саду, в огороде -
Цветет Антонида в народе!
#2
Отправлено 04 сентября 2010 - 12:09
В Отелло - Si, pel ciel marmoreo giuro. Но вообще кабалетта даже у Стравинского в "Похождениях повесы" есть, как недавно выяснилось.Опера Беллини без кабалетт немыслима.
Опера Пуччини с кабалеттой немыслима.
Поправьте меня - если я таки ошибаюсь.
В операх Верди как раз и произошёл этот переход: в Набукко практически у всех главных героев есть по кабалетте - и не одной у некоторых - а в Отелле никаких кабалетт, один вахнер.
Так вот, в какой опере Верди прозвучала последняя кабалетта? Может, это и будет знаменовать символическое окончание кабалеттошной эпохи...
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#3
Отправлено 04 сентября 2010 - 12:11
вроде нет же
Буйный рост и цвет даёт!
Так отдаст родному войску
Мощь свою народ!!!
___________________
Не розан в саду, в огороде -
Цветет Антонида в народе!
#5
Отправлено 04 сентября 2010 - 12:24
В Доне Карлосе (для понятности цитирую по итальянской версии):Хорошо, а перед Отелло? В Доне Карлосе? в Аиде?
вроде нет же
Dio, che nell'alma infondere
Inaspettata aurora
Trema per te, falso figliuolo
Ma lassu' ci vedremo
В Аиде:
Alla pompa che s'appresta/Ah pietà! Che più mi resta?
Sì, fuggiam da queste mura
Chi ti salva, sciagurato
Но это все дуэты и терцеты, а последняя полноценная ария с кабалеттой - в Форце, Urna fatale... Egli e' salvo.
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#6
Отправлено 04 сентября 2010 - 12:26
Вне всякого сомнения, и это не Рома считает, а так оно и есть по всем канонам.Рома упорно считает клятву Си, пель чель кабалеттой Тогда надо и Клятву Калры и Позы кабалеттой считать и Вьени, вьени, тамо, тамо в Аиде.
Кстати, еще в Каваллерии дуэтная кабалетта есть у Сантуццы и Альфио.
Если брать французов - вполне типичные кабалетты есть в Сказках и Лакме, а это уже значительно позже Карлы и Аиды.
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#7
Отправлено 04 сентября 2010 - 12:36
и да, я имел в виду последнюю сольную кабалетту. Что-то как-то не ощущал, что фатальная урна - это действительно оно)) Буду знать.
Буйный рост и цвет даёт!
Так отдаст родному войску
Мощь свою народ!!!
___________________
Не розан в саду, в огороде -
Цветет Антонида в народе!
#8
Отправлено 04 сентября 2010 - 12:37
O terra, addio ещё - для разнообразия медленная кабалетта, наподобие "Verranno a te sull'aure". А вот в "Alla pompa che s'appresta" я не уверен - уж больно нетипично этот дуэт построен, хотя либреттист наверняка имел в виду кабалетту.В Аиде:
Alla pompa che s'appresta/Ah pietà! Che più mi resta?
Sì, fuggiam da queste mura
Chi ti salva, sciagurato
José Saramago, "Memorial do Convento"
__________________________________________________________
老板
火天使
#9
Отправлено 04 сентября 2010 - 12:40
Урна - это еще ария, собственно кабалетта - Эльи э сальво, о джоя имменса. Правда, полноценного повтора там нет, что не мешает умельцам сокращать кабалетту примерно на треть.а каковы каноны, по которым определяют кабалетошность?
и да, я имел в виду последнюю сольную кабалетту. Что-то как-то не ощущал, что фатальная урна - это действительно оно)) Буду знать.
А у меня как-то не возникало подобных сомнений. Терру хотел приписать, но постеснялся - затопчут ногами.O terra, addio ещё - для разнообразия медленная кабалетта, наподобие "Verranno a te sull'aure". А вот в "Alla pompa che s'appresta" я не уверен - уж больно нетипично этот дуэт построен, хотя либреттист наверняка имел в виду кабалетту.В Аиде:
Alla pompa che s'appresta/Ah pietà! Che più mi resta?
Sì, fuggiam da queste mura
Chi ti salva, sciagurato
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#10
Отправлено 04 сентября 2010 - 12:42
а каковы все же каноны??
Про терру аддио я и вообще не думал...
Буйный рост и цвет даёт!
Так отдаст родному войску
Мощь свою народ!!!
___________________
Не розан в саду, в огороде -
Цветет Антонида в народе!
#11
Отправлено 04 сентября 2010 - 12:43
Я сейчас убегаю часа на полтора, поэтому поручаю рассказать про каноны Ангелу.Ой...
а каковы все же каноны??
Про терру аддио я и вообще не думал...
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#12
Отправлено 04 сентября 2010 - 12:46
а каковы каноны, по которым определяют кабалетошность?
и да, я имел в виду последнюю сольную кабалетту. Что-то как-то не ощущал, что фатальная урна - это действительно оно)) Буду знать.
Кабалетта - всегда заключительный раздел дуэта или арии. В арии, как правило, часть А, коротенькая связка, повтор А (в классических образцах предусматривает импровизированные вариации в вокальной партии) и кода, в дуэтах обыкновенно один и тот же материал проходит сначала у одного солиста, потом у другого, а потом у обоих вместе. Классический пример - "Verranno a te sull'aure" из "Лючии ди Ламмермур". Иногда бывает так, что у тематический материал у солистов различается (классический пример - "Perigliarti ancor languente" из "Трубадура"). Темп кабалетты, как правило, быстрый, но встречаются и медленные кабалетты (вышеупомянутый дуэт из "Лючии", у Верди - в "Луизе Миллер", "Аиде".
José Saramago, "Memorial do Convento"
__________________________________________________________
老板
火天使
#13
Отправлено 04 сентября 2010 - 12:51
У Аиды и Амнерис в дуэте кабалетта если есть, то хорошо закамуфлирована. Дело в том, что дуэт девушек построен довольно свободно.Урна - это еще ария, собственно кабалетта - Эльи э сальво, о джоя имменса. Правда, полноценного повтора там нет, что не мешает умельцам сокращать кабалетту примерно на треть.а каковы каноны, по которым определяют кабалетошность?
и да, я имел в виду последнюю сольную кабалетту. Что-то как-то не ощущал, что фатальная урна - это действительно оно)) Буду знать.А у меня как-то не возникало подобных сомнений. Терру хотел приписать, но постеснялся - затопчут ногами.O terra, addio ещё - для разнообразия медленная кабалетта, наподобие "Verranno a te sull'aure". А вот в "Alla pompa che s'appresta" я не уверен - уж больно нетипично этот дуэт построен, хотя либреттист наверняка имел в виду кабалетту.В Аиде:
Alla pompa che s'appresta/Ah pietà! Che più mi resta?
Sì, fuggiam da queste mura
Chi ti salva, sciagurato
В классическом варианте кабалетта окончилась бы более или менее энергичной кодой, а Верди после кабалетты вставил "Numi, pietà" из первого действия (Гисланцони это наверняка так не написал).
José Saramago, "Memorial do Convento"
__________________________________________________________
老板
火天使
#14
Отправлено 04 сентября 2010 - 12:58
Глинка - понятно: Возжигайте огни и седлайте коней, Меня ты на Руси возлелеял и т.д. А дальше?
Буйный рост и цвет даёт!
Так отдаст родному войску
Мощь свою народ!!!
___________________
Не розан в саду, в огороде -
Цветет Антонида в народе!
#15
Отправлено 04 сентября 2010 - 13:17
Думаю, что кабалетты можно найти и у Рубинштейна. Во всяком случае, второе действие "Демона" заканчивается классической стреттой, которой нет ни в одной известной мне записи.
У Мусоргского кабалетты искать бесполезно, у Бородина разве что в его оперетте "Богатыри" (там цитируется, среди прочего, "La vendetta piъ tremenda" из "Эрнани"). У Римского тоже сходу не припомню, но я и не знаю все его оперы одинаково хорошо.
У Даргомыжского, возможно, где-нибудь в "Русалке" или одной из двух малоизвестных опер.
У Танеева у меня в подозреваемых ходит "Настала минута ужасного мщенья" из "Агамемнона" (первой части "Орестеи").
José Saramago, "Memorial do Convento"
__________________________________________________________
老板
火天使
#16
Отправлено 04 сентября 2010 - 13:36
Еще бывают дуэтные кабалетты, построенные по образцу сольных, пример - "О соле, пью ратто" из той же "Лючии" (но там еще при повторе текст другой).Кабалетта - всегда заключительный раздел дуэта или арии. В арии, как правило, часть А, коротенькая связка, повтор А (в классических образцах предусматривает импровизированные вариации в вокальной партии) и кода, в дуэтах обыкновенно один и тот же материал проходит сначала у одного солиста, потом у другого, а потом у обоих вместе. Классический пример - "Verranno a te sull'aure" из "Лючии ди Ламмермур". Иногда бывает так, что у тематический материал у солистов различается (классический пример - "Perigliarti ancor languente" из "Трубадура"). Темп кабалетты, как правило, быстрый, но встречаются и медленные кабалетты (вышеупомянутый дуэт из "Лючии", у Верди - в "Луизе Миллер", "Аиде".
Кащеевна еще есть...Последняя известная мне кабалетта в русской опере находится у Чайковского в дуэте Иоланты и Водемона. Сцена у канавки фактически является арией "Ах, истомилась, устала я") с кабалеттой ("Так это правда!"). Единственный "мешающий" эпизод - дуэттино Лизы и Германа. В "Орлеанской деве" финал первого действия (Иоанна и хор ангелов) по сути является кабалеттой к предыдущей арии Иоанны. В "Онегине", насколько помню, кабалетт нет. "Опричника", "Мазепу" и "Чародейку" на этот предмет не анализировал, но думаю, что как минимум в двух последних можно найти как минимум по одной дуэтной кабалетте (у меня в главных подозреваемых ходит дуэт княжича и Кумы из третьего действия).
Думаю, что кабалетты можно найти и у Рубинштейна. Во всяком случае, второе действие "Демона" заканчивается классической стреттой, которой нет ни в одной известной мне записи.
У Мусоргского кабалетты искать бесполезно, у Бородина разве что в его оперетте "Богатыри" (там цитируется, среди прочего, "La vendetta piu' tremenda" из "Эрнани"). У Римского тоже сходу не припомню, но я и не знаю все его оперы одинаково хорошо.
У Даргомыжского, возможно, где-нибудь в "Русалке" или одной из двух малоизвестных опер.
У Танеева у меня в подозреваемых ходит "Настала минута ужасного мщенья" из "Агамемнона" (первой части "Орестеи").
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#17
Отправлено 04 сентября 2010 - 13:43
José Saramago, "Memorial do Convento"
__________________________________________________________
老板
火天使
#18
Отправлено 04 сентября 2010 - 14:56
Аналогичная ситуация в "Елизавете в замке Кенильворт", только там внутри интродукции каватина с кабалеттой у тенора.
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#19
Отправлено 04 сентября 2010 - 15:34
Каноны! Кто их канонизировал? их нигде кроме нашего форума и не знают... стали уже посмешищем во всем интернете...
по мне, так лучшие каноны в опере это "Mir ist so wunderbar", "Какое чудное мгновенье", "Враги, вргаи...", ну еще некоторые...
#20
Отправлено 04 сентября 2010 - 15:38
Уверен, что на Операклике их знают ничуть не хуже, не говоря уже о блоге синьоры Гризи.их нигде кроме нашего форума и не знают...
Due volte canterò.
Antonio Ghislanzoni
#21
Отправлено 04 сентября 2010 - 15:41
Уверен, что на Операклике их знают ничуть не хуже, не говоря уже о блоге синьоры Гризи.их нигде кроме нашего форума и не знают...
надо же как опухоль распространилась...
#22
Отправлено 04 сентября 2010 - 15:52
Ведь были же в классической драматургии три единства, были-были и канули в Лету. Но, кстати, тут вы правы: у Островского или у Чехова смешно отмечать, что вот одно единство - а все-таки есть! Это я о Che ti salva, o sciagurato))
Буйный рост и цвет даёт!
Так отдаст родному войску
Мощь свою народ!!!
___________________
Не розан в саду, в огороде -
Цветет Антонида в народе!
#23
Отправлено 04 сентября 2010 - 16:14
Ну да, не говоря уже о том, что все эти каноны встречаются у различных, вполне уважаемых авторов-музыковедов вроде Буддена, которым, впрочем, некоторые медведи отказывают в квалификации, даже не взявши на себя труд ознакомиться хотя бы с одною строчкой из того, что эти музыковеды написали.Уверен, что на Операклике их знают ничуть не хуже, не говоря уже о блоге синьоры Гризи.их нигде кроме нашего форума и не знают...
В девятнадцатом веке форма арии и дуэта с кабалеттой была настолько стандартизирована, что у итальянцев называлась "la solita forma" (предлагаю задать это словосочетание в кавычках в любой поисковик).
José Saramago, "Memorial do Convento"
__________________________________________________________
老板
火天使
#24
Отправлено 04 сентября 2010 - 16:32
#25
Отправлено 04 сентября 2010 - 16:35
José Saramago, "Memorial do Convento"
__________________________________________________________
老板
火天使
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых пользователей