Строй камертона и современное исполнение оперы
#1
Отправлено 07 декабря 2009 - 18:54
Он пишет, например, что Фауст Гуно в оригинале почти на пол-тона ниже.
Получается, что баритоны поют не Соль, а Ля-бемоль и в арии Валентина, и в каватине Фигаро.
При этом, на мой взгляд, многие "давятся".
Пытаются облегчить и осветлить голос, использовать повышенное натяжение связок и т.п.
Так ли это, или современная вокальная методика и практика позволяет решать эти вопросы без ущерба для голоса?
#2
Отправлено 07 декабря 2009 - 19:05
Или очень хочется новую тему открыть
#3
Отправлено 07 декабря 2009 - 19:09
Алексей Иванов в своей книжке "Об искусстве пения" упоминает о том, что сейчас используется завышенный строй камертона.
Он пишет, например, что Фауст Гуно в оригинале почти на пол-тона ниже.
Получается, что баритоны поют не Соль, а Ля-бемоль и в арии Валентина, и в каватине Фигаро.
При этом, на мой взгляд, многие "давятся".
Пытаются облегчить и осветлить голос, использовать повышенное натяжение связок и т.п.
Так ли это, или современная вокальная методика и практика позволяет решать эти вопросы без ущерба для голоса?
Это общеизвестно профессионалам, я узнала об этом не так давно, от отца СЗК. Он говорит, что прежнее верхнее теноровое До это чуть ли не как си бемоль сейчас, а До в современном строе это в зависимости от строя от Ре бемоль до Ре. Поднимали строй не один раз. В Америке сохранился относительно низкий оркестровый строй, но тоже выше, чем было еще полвека назад. Подняли строй следуя скорее моде, типа струнные ярче звучат. Но, увы, голоса это не струны и не клавиши. Потому вокалистам тяжелее, но обыватель этого как правило не знает.
Может быть кто-то из знатоков профессиональнее пояснит механику и цель этого явления.
#4
Отправлено 07 декабря 2009 - 19:15
А почитать форум Вам как? Очень трудно?
Или очень хочется новую тему открыть
Я воспользовался поиском по слову "камертон", в заголовках тем не нашёл.
Конечно, мне новую тему открыть легче, чем читать эту массу сообщений.
#5
Отправлено 07 декабря 2009 - 19:21
#6
Отправлено 07 декабря 2009 - 19:25
Алексей Иванов в своей книжке "Об искусстве пения" упоминает о том, что сейчас используется завышенный строй камертона.
Он пишет, например, что Фауст Гуно в оригинале почти на пол-тона ниже.
Получается, что баритоны поют не Соль, а Ля-бемоль и в арии Валентина, и в каватине Фигаро.
При этом, на мой взгляд, многие "давятся".
Пытаются облегчить и осветлить голос, использовать повышенное натяжение связок и т.п.
Так ли это, или современная вокальная методика и практика позволяет решать эти вопросы без ущерба для голоса?
Это общеизвестно профессионалам, я узнала об этом не так давно, от отца СЗК. Он говорит, что прежнее верхнее теноровое До это чуть ли не как си бемоль сейчас, а До в современном строе это в зависимости от строя от Ре бемоль до Ре. Поднимали строй не один раз. В Америке сохранился относительно низкий оркестровый строй, но тоже выше, чем было еще полвека назад. Подняли строй следуя скорее моде, типа струнные ярче звучат. Но, увы, голоса это не струны и не клавиши. Потому вокалистам тяжелее, но обыватель этого как правило не знает.
Может быть кто-то из знатоков профессиональнее пояснит механику и цель этого явления.
Дело в том, что в оригинальной тональности голосу намного легче и он звучит лучше.
Сравните, например, исполнение каватины Валентина малоизвестным певцом в оперном театре в ре-мажоре (это близко к оригиналу
и Хворостовским на пол-тона выше
http://www.youtube.c...feature=related
По-моему, Хворостовский давится.
И так поют сегодня большинство (например, Хэмпсон, Кинлисайд).
#7
Отправлено 07 декабря 2009 - 19:47
По-моему, Хворостовский давится.
И так поют сегодня большинство (например, Хэмпсон, Кинлисайд).
я еще не слышал ни разу, чтобы на Западе кто-то пел эту арию в транспорте... Даже самые рядовые баритоны в самых рядовых театрах, т.е. баритон претендующий на международную карьеру обязан петь Валентина в Ми-бемоль мажоре... Лисициан рассказывал мне, что когда он впервые пел эту партию за рубежом, а точнее в Стокгольме с Бьерлингом, то для него было это непривычным, но он пел, естественно так, как ему было предложено... точнее ему предложили в качестве варианта транспорт на тон вниз, но он счел это неприемлимым.
ну, а если кто-то давится, то это еще не доказательство, что Гуно виноват.... впрочем убедиться в этом мне не удалось, т.к. ютубом я сейчас воспользоваться не могу...
#8
Отправлено 07 декабря 2009 - 19:54
По-моему, Хворостовский давится.
И так поют сегодня большинство (например, Хэмпсон, Кинлисайд).
я еще не слышал ни разу, чтобы на Западе кто-то пел эту арию в транспорте... Даже самые рядовые баритоны в самых рядовых театрах, т.е. баритон претендующий на международную карьеру обязан петь Валентина в Ми-бемоль мажоре... Лисициан рассказывал мне, что когда он впервые пел эту партию за рубежом, а точнее в Стокгольме с Бьерлингом, то для него было это непривычным, но он пел, естественно так, как ему было предложено... точнее ему предложили в качестве варианта транспорт на тон вниз, но он счел это неприемлимым.
ну, а если кто-то давится, то это еще не доказательство, что Гуно виноват.... впрочем убедиться в этом мне не удалось, т.к. ютубом я сейчас воспользоваться не могу...
Но всё же пол-тона - это уже другой голос.
Одно дело баритону спеть 4 Соль первой октавы и совсем другое дело - поднять тесситуру на пол-тона и спеть при этом 4 Ля-бемоль. Вот если сейчас так сразу сделать - вряд ли кто-то потянет. Или будут облегчать голос, натягивать связки, светлить и т.п. И какой это будет Фигаро?
Кстати, у Е. Нестеренко очень красивый голос, но мне он напоминает баритона. Потому что тембр светлый.
#9
Отправлено 07 декабря 2009 - 20:30
Одно дело баритону спеть 4 Соль первой октавы и совсем другое дело - поднять тесситуру на пол-тона и спеть при этом 4 Ля-бемоль. Вот если сейчас так сразу сделать - вряд ли кто-то потянет. Или будут облегчать голос, натягивать связки, светлить и т.п. И какой это будет Фигаро?
по большому счету Вы правы, однако не стоит сбрасывать со счетов, что вокальная техника развивается и не стоит на месте, то, что в 19 веке могли единицы, сейчас оснастка рядового баритона, хотя и что-то другое утеряно... Однако выписанные ля-бемоли в те времена можно было по пальцам пересчитать, а без теперешнего соль человека просто не примут на профессиональную работу...
#10
Отправлено 21 февраля 2010 - 01:41
#11
Отправлено 21 февраля 2010 - 02:30
José Saramago, "Memorial do Convento"
__________________________________________________________
老板
火天使
#12
Отправлено 21 февраля 2010 - 08:57
Какая соль - большой октавы?
#13
Отправлено 21 февраля 2010 - 10:50
в современном театре приходится петь и сидя, и лежа, и на ходу, и неся что-нибудь тяжелое... В одной постановке "Риголетто", в которой я пел, тенор Бурхард Фритц пел вторую (Рома, ку-ку!) строфу кабалетты неся на руках Джильдуа я знаю несколько теноров, которые мнят себя "профессионалами"... при этом соль для них проблематична... может из-за стоя?
#14
Отправлено 21 февраля 2010 - 11:09
В 1966 году Доминго пел Травиату. И весь дуэт "Париджи о каро" пел, держа Вьолетту на руках. Причем Вьолетта была такая, что в рецензиях написали, что "этот Плюшевый Медведь может поднять на руках Эмпайр Стейт Билдинг и продолжать петь"
Всем на свете нужен : людям и зверятам!
"I'm not superstitious because it brings bad luck." © Placido Domingo
#15
Отправлено 21 февраля 2010 - 15:30
Ну Крол, ты опятъ про " ветше чем"Ну это было не только в современном театре.
В 1966
Вон еше в прошлом веке в Борисе была такая хренъ на сцене, где на жердочках размещался хор и солисты. Нестеренко ничего, стоял, а вот старый Куузик (а был он мужик здоровенный, правда силъно в возрасте, ноги слабели, но пел еще ого-го ). категорически отказался. Сказал: -Я на этот верtолет не полезу, делайте, что хотите.
Так и пел на сцене.
А постановка-то была Покровского.
#16
Отправлено 22 февраля 2010 - 15:42
#17
Отправлено 27 февраля 2010 - 04:10
#18
Отправлено 27 февраля 2010 - 07:48
Случайно наткнулся на тему. Вопрос! Получается, при Россини эти самые до3 выполнялись как сейчас си бемоль. Т.е. Те записи Россини с Альва, Валетти как раз соответствуют эпохе Россини а все эти 8-10 и более "до" в тех же Фигли совсем даже не буквоедские?
Вопрос не совсем ясен, т.к. неизвестно, на что ориентировался Россини.
Здесь:
История настройки муз инструментов
в середине страницы приведены исторические данные о настройке инструментов и оркестров.
Например, в 1816 г., когда был создан "Севильский цирюльник", скорее всего более распространённым был строй на пол-тона ниже современного.
Но не ниже.
#19
Отправлено 27 февраля 2010 - 08:25
Т.е. придворные ея ему приволокли? А Джильда что? Не сопротивлялась (аль без чуйств была)?В одной постановке "Риголетто", в которой я пел, тенор Бурхард Фритц пел вторую (Рома, ку-ку!) строфу кабалетты неся на руках Джильду
#20
Отправлено 28 февраля 2010 - 17:42
БАСОВ ,- ето относится скорее к первые регистрации - напримерСлучайно наткнулся на тему. Вопрос! Получается, при Россини эти самые до3 выполнялись как сейчас си бемоль. Т.е. Те записи Россини с Альва, Валетти как раз соответствуют эпохе Россини а все эти 8-10 и более "до" в тех же Фигли совсем даже не буквоедские?
"ЦИРЮЛЬНИК" и "РИГОЛЕТТО" с ФЕРНАНДО ДЕ ЛУЧИА .
Альва берет ДО3 =440 герц в "ЗОЛУШКУ"
, а вот тоже 440 герц и у ВАЛЛЕТТИ - у меня он поет ДО на виниле ТОЛЬКО в "ДЕВА ОЗЕРА" с КАРТЕРИ/РУЛЬ и СЕРАФИН
в "ДОЧЬ ПОЛКА"
- куаль дестино" у ВАЛЛЕТТИ и КАМПОРА пропускается , а ЧОНИ поет в РИМЕ в транспорт на СИ бемоль; тоже самое делает и АЛЬВА с ГРИСТ в БРЕГЕНЦЕ
#21
Отправлено 01 марта 2010 - 03:52
Посмотрел в БСЭ; если там всё верно, то первые камертоны ля были на 419,9 Гц. В 1858 году Парижская академия вводит ля 435 Гц и в 1885 году принимается на международной конференции в Вене. Получается, если Россини писал на 420, значит авторская редакция до3- это си бемоль в нынешних 440 Гц.Альва берет ДО3 =440 герц в "ЗОЛУШКУ"
, а вот тоже 440 герц и у ВАЛЛЕТТИ - у меня он поет ДО на виниле ТОЛЬКО в "ДЕВА ОЗЕРА" с КАРТЕРИ/РУЛЬ и СЕРАФИН
в "ДОЧЬ ПОЛКА"
- куаль дестино" у ВАЛЛЕТТИ и КАМПОРА пропускается , а ЧОНИ поет в РИМЕ в транспорт на СИ бемоль; тоже самое делает и АЛЬВА с ГРИСТ в БРЕГЕНЦЕ
Сообщение отредактировал Басов: 01 марта 2010 - 03:54
#22
Отправлено 01 марта 2010 - 11:34
конечно!Посмотрел в БСЭ; если там всё верно, то первые камертоны ля были на 419,9 Гц. В 1858 году Парижская академия вводит ля 435 Гц и в 1885 году принимается на международной конференции в Вене. Получается, если Россини писал на 420, значит авторская редакция до3- это си бемоль в нынешних 440 Гц.Альва берет ДО3 =440 герц в "ЗОЛУШКУ"
, а вот тоже 440 герц и у ВАЛЛЕТТИ - у меня он поет ДО на виниле ТОЛЬКО в "ДЕВА ОЗЕРА" с КАРТЕРИ/РУЛЬ и СЕРАФИН
в "ДОЧЬ ПОЛКА"
- куаль дестино" у ВАЛЛЕТТИ и КАМПОРА пропускается , а ЧОНИ поет в РИМЕ в транспорт на СИ бемоль; тоже самое делает и АЛЬВА с ГРИСТ в БРЕГЕНЦЕ
но мы дискутируем записы в периода 1950 - 1980 ;
Каллас например в АРМИДА берет ми3 =400
#23
Отправлено 03 марта 2010 - 07:59
#24
Отправлено 03 марта 2010 - 10:05
я хоть не Энди, но постараюсь тоже ответить на Ваш вопрос.Энди! Спасибо за ответ. Как специалист, скажите: современное исполнение, допустим Генделя (Глюка, Вивальди), выполняется по нотам Генделя, т.е. поднятое на пол тона вверх, или транспонированное на пол тона вниз, т.е. как звучало у Генделя. (На форуме не нашел, хотя, наверное, уже обсуждалось).
В современном исполнительстве сосуществуют, хоть и не всегда мирно, две тенденции (точнее 3 - третьи, это те, кому на эти проблемы совсем наплевать) - одни придерживаются тех параметров, которые были достигнуты в результате развития исполнительского искусства, инструментария, вокальных приемов и т.д. Другие исходят из традиций исторически адекватных времени сочинения музыки. Традиционно это течение называют аутентичным, хотя, то, что именно они аутентичны, никто пока не доказал - сравнить не с чем... Однако есть ряд параметров, которые тем не менее можно условно восстановить - прежде всего инструменты, приемы игры - некоторые были изобретены просто гораздо позже и т.д. Аутентики обычно пытаются максимально приблизиться к тому "как бы это звучало 300 лет назад"... Как правило они играют именно в старинных строях. Однако тональности имеют не только высотные характеристики, но и колористические: си-минор остается си-минором, хоть и звучит для современного уха ниже. Кстати, многие аутентики, обладая абсолютным слухом, путают тональности, когда попадают в сферу современного строя - я знаю многие такие случаи. Посему речь здесь никогда не идет о транспонировании - это просто инструменты настроенные ниже. Для старинной музыки просто невозможно представить себе тональности с 5 ключевыми знаками и более.
Кстати, Вивальди из общей тенденции выбивается - в его времена строй в Венеции был не только выше его современников но практически был так же высок как современный нам строй... Отсюда и кажущая низкость его вокальных партий...
#25
Отправлено 03 марта 2010 - 11:14
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей