опера в 3-х действиях
Музыка: Гаэтано Доницетти
Постановка: Джон Дойл (2009)
Лючия – Анна Нетребко
Сэр Эдгар Равенсвуд – Сергей Скороходов
Лорд Генри Эштон – Алексей Марков
Раймонд Бидебенд – Илья Банник
Дирижер – Кери-Линн Уилсон
Либретто Сальвадоре Каммарано по роману Вальтера Скотта "Ламмермурская невеста"
Исполняется на итальянском языке
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Джон Дойл
Художник-постановщик – Лиз Эшкрофт
Художник по свету – Уэйн Даудсвел
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Постановка Шотландского оперного театра
Билет взял за 1500 р. в кассе за 45 минут до спектакля. Ажиотажа в фойе особого не было, а телевидения всякого было очень много и на улице и в театре.
К началу спектакля мест свободных не было вообще. На галерке много людей без мест смотрели стоя.
Постановка жуткая. Все действие происходит в одних декорациях. Мизансцен нет, т.е. декорации не меняются в течение всего спектакля. Сцена оформлена с небольшим уклоном,который разделен на три площадки лестницами. На средней площадке стоят прямоугольные колонны, по одной из них чуть заметно стекает вода. Задник темно-сине-серый, типа небо ночное и на нем слабое очертание полной луны. Хористы - мужики одеты во все черное, на гловах черные котелки, в руках кривые, огромные деревяные палки, типа шестов. Женщины все в черном, в русо-рыжих длинноволосых париках, точно таких же как и Лючия.
Дирижер симпатичная молодая блондинка из Англии, с длинным хвостом волос. Забегая вперед, скажу, что рассинхрона оркестра с певцами было очень много.
Акт первый. После увертюры как и положено, вышли три мужика. Одеты опять же все в черное, такие незатейливые почти современные плащи. Баритон (Марков) очень порадовал. Если честно, давно я таких баритонов не слышал в Мариинке. Ровный сильный голос, приятного тембра, хорошая дикция. Короче советую всем ценителям баритонов к нему прислушаться. Говорят теперь это новая Питерская звезда. Ну попели мужики и ушли, кроме одного - начальника охраны. Он прислонился к колонне и так стоял до конца спектакля, следил за тем, что происходит. Видимо, какая-то режисерсская находка. Потом вышла Лючия в длинном шикарном платье бордового цвета со служанокой. Потрендели они чуть-чуть со сулжанкой и Анна запела свою арию. Голос у ней совсем не изменился. Такой же сильный и ровный во всех регистрах, красивого (ИМХО) тембра. Манера пения, тоже такая же. Присутвовало и то, что не нравится Зарастро - форсирование голоса на верхах и в колоратурах. Так же как и всегда, дикцией Анна не порадовала.
Короче, пострадала она немножко и вышел к ней тенор. Тоже в черном распахнутом плаще, домашних брюках с широким ремнем. Рубашка на нем тоже такая незатейливая с расстегнутой верхней пуговкой. Сам он (тоже подающий большие надежды, по слухам в театре) высоко-спинтовый, слегка тремолирующий (в записи это не очень слышно), пронзительный тенор. Тембр у него, мягко скажем, на любителя, но голос полетный, слышно хорошо, да слова разобрать можно. Еще понравилось, что он, с одной стороны не смущался Анны, с другой стороны, актерски не переигрывал. Вобщем, Эдгар у него вполне получился. Попели они, пострадали, скромно пообнимались и на этом певый акт закончился.
Второй акт. Все так же, те же декорации. Анна в несколько облегающем черном платье и ожерелье из драгоценных камней. Красиво. Вышел Брателло и опять меня порадовал свои баритоном. Играл хорошо, типа сестра, ну надо, ну пожалуйста, иначе мне секир-башка, будет тебе потом окровавленный топор сниться. Потом священник подключился - покорись говорит, согласись за Артуро замуж выйти. И все это спел священник так хрипло-хрипло.. Затем, без перерыва хор вышел, на палках белую простыню вынесли и начали Анну замуж выдавать. Артуро (тенор из Михайловского театра) промучил свою арию. Ну короче, все шло по плану, пока не пояаился Эдгар, в тех же домашних штанах и рубашке, но с отличной блестящей шпагой, эфес с драгоценными камнями , баритон такую же шпагу выхватил. Смотрелось все это очень смешно, как два мужика на кухне с бутафорией репетируют. Священник вмешался, а вот и не подеретесь. Спели секстет, потом Эдгар навалял в сцене... "прочь бегу я отсюдова" ... Бедная Анна, как принято упала на пол..
Третий акт. Все тоже, все в черном, хор веселится. Вышел священник и опять стал хрипеть про кошмар в спальне. Затем вышла Анна в белой ночной рубашке и с огромной длинной окровавленной простыней в руках. Сцена сумашествия актерски ей вполне удалась. Справедливости ради, замечу, что колоратуры e нее получились не везде по нотам
Последняя высокая нота, тоже была немного не та, которая у Доницетти Удивило еще то, что в конце она не умерла, а просто присолонилась к колонне лицом и так простояла, подождав пока пропоет хор. Затем вместе с хористами медлено удалилась. Далее без перерыва - похоронная процессия без гроба, опять черный хор с палками в руках. Вышел Эдгар, руки в карманах, так и пел на могиле предков блуждая между хористами. В конце зарезался ножиком.
Море аваций, брависсимо, зал на ушах. В общем все то чего и следовало ожидать.
Что касается лично меня, то я, впрочем как и всегда, получил огромное удовольствие послушав Анну.
Для Ромы - Постановка отстойнее некуда. Порезано все, что только можно. Причем я не понимаю почему не сыграть сцену у башни (тенор и баритон), да и вообще зачем резать-то. При такой постановке, когда все едино, моджно было и спеть без дополнительных затрат на декорации. Так что Рома, мой тебе совет - не ходи. От Доницетти, как ты говоришь оставили одни обрезки, да еще и не красивые.
Для Жермонта - Анна выглядит очень хорошо. Слегка распонела, но все та же, как и раньше. Ничего нового.
Для Кактуса и остальных ценителей баритонов - прикрепленный файл.
Пирата выложу в филиале.